Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Кибербуллинг среди подростков

https://doi.org/10.46563/1560-9561-2025-28-1-79-84

EDN: hzncid

Аннотация

Кибербуллинг (КБ) — отдельное направление травли среди подростков, определяемое как преднамеренные агрессивные действия, систематически осуществляемые группой или конкретным лицом с использованием электронных форм взаимодействия и направленные против жертвы, которая не может себя защитить.

Цель работы — определить распространённость КБ среди подростков и оценить влияние запугивания на поведение и состояние здоровья детей. В обзоре были использованы базы данных РИНЦ, PubMed, Google Scholar.

Изучены распространённость и причины, диагностика, клинические проявления и профилактика КБ при использовании электронных устройств с доступом в Интернет. Деструктивное поведение в киберпространстве связывают с чрезмерным самораскрытием в социальных сетях и публикацией провокативного контента, употреблением психоактивных веществ, низким уровнем дружеской поддержки, негативным семейным окружением и виртуальным насилием. Установлена взаимосвязь между КБ со стороны сверстников и детским одиночеством, депрессией, агрессией, склонностью к суициду, дефицитом социальных навыков и импульсивностью поведения подростков.

Участие авторов:
Ганузин В.М. — концепция и дизайн исследования, написание текста;
Маскова Г.С. — подготовка материала и написание текста;
Шубина Е.В. — сбор и обработка материала;
Мозжухина Л.И. — редактирование текста.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила 20.12.2024
Принята к печати 30.01.2025
Опубликована 28.02.2025

Об авторах

Валерий Михайлович Ганузин
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Канд. мед. наук, доцент каф. педиатрии ИНПО ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет» Минздрава России

e-mail: vganuzin@rambler.ru



Галина Станиславовна Маскова
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Доктор мед. наук, проф. каф. педиатрии ИНПО, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет»

e-mail: maskovags@mail.ru



Лидия Ивановна Мозжухина
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Доктор мед. наук, проф., зав. каф. педиатрии ИНПО, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет»

e-mail: mli1612@mail.ru



Елена Викторовна Шубина
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Канд. мед. наук, доцент каф. педиатрии ИНПО, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет»

e-mail: evsh.77@yandex.ru



Список литературы

1. Williams T.J.V., Tzani K., Gavin H., Ioannou M. Politics versus reality: Comparing social media site policies and user experiences in the context of exposure to extremist content. Behav. Sci. Terrorism Polit. Aggres. 2023; 17(1): 110–27. https://doi.org/10.1080/19434472.2023.2195466

2. Ганузин В.М. Влияние психотравмирующих факторов в детском и подростковом возрасте на их жизненную парадигму. Практическая медицина. 2021; 19(6): 26–31. https://doi.org/10.32000/2072-1757-2021-6-26-31 https://elibrary.ru/zshyrp

3. Peck H.C., Tsani K., Lester D., Williams T.J.W. The impact of global crises on victimization rates. J. School Violence. 2023; 23(1): 111–23. https://doi.org/10.1080/15388220.2023.2278473

4. Betts L.R., Spencer K.A., Baguley T. Describing cybervictimization disclosure among UK adolescents: The role of age, gender, cyberbullying involvement, and time spent online. J. Genet. Psychol. 2021; 183(1): 40–53. https://doi.org/10.1080/00221325.2021.2001413

5. Trompeter N., Jackson E., Sheanoda V., Luo A., Allison K., Bussey K. Prevalence of cyberbullying among Australian adolescents: Time trends 2015-2020. J. School Violence. 2022: 21(3): 252–65. https://doi.org/10.1080/15388220.2022.2075881

6. Семёнова Н.Б. Буллинг и кибербуллинг в подростковой среде: распространённость, методы запугивания, ролевое поведение участников. Здравоохранение Российской Федерации. 2023; 67(4): 313–9. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2023-67-4-313-319 https://elibrary.ru/serwkm

7. Chudal R., Tiiri E., Klomek A.B., Ong S.H., Fossum S., Kaneko H., et al. Bullying, cyberbullying, and their combination victimization among adolescents in 13 European and Asian countries. Eur. Child Adolesc. Psychiatry. 2021; 31(9): 1391–404. https://doi.org/10.1007/s00787-021-01779-6

8. Bonsaksen T., Kleppang A.L., Steigen A.M. Cyberbullying among adolescents in Norway: changes over time and factors associated with delinquency and victimization. Behav. Sci. (Basel). 2024; 14(11): 1043. https://doi.org/10.3390/bs14111043

9. Бочкарева Е.В., Стренин Д.А. Теоретико-правовые аспекты кибербуллинга. Всероссийский криминологический журнал. 2021; 15(1): 91–7. https://doi.org/10.17150/2500-4255.2021.15(1).91-97 https://elibrary.ru/zzghlr

10. Malinski R., Holt T.J., Keil J., Brewer R., Goldsmith A. Applying routine activity theory to assess online and offline bullying among Australian youth. J. School Violence. 2022; 22(1): 1–13. https://doi.org/10.1080/15388220.2022.2119570

11. Whitehouse С., Olutola B. Cyberbullying among school-going adolescents. What are the associated factors? J. Psychol. Res. Adolesc. Youth. 2024; 11(5): 132–43. https://doi.org/10.61838/kman.jayps.5.11.16

12. Mokhtar B. The child as a victim of the digital environment. J. Law Sustain. Dev. 2024; 12(10): e4085. https://doi.org/10.55908/sdgs.v12i10.4085

13. Khadka S., Limbu A., Chalis A., Pandey S., Paudhe S. Cyberbullying victimization and its association with depression, anxiety, and stress among adolescent girls in Deumai Municipality, Nepal: a cross-sectional study. BMJ. 2024; 14(10): 81797. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2023-081797

14. Ma J., Su L., Li M., Sheng J. Analysis of the prevalence and related factors of cyberbullying victimization among adolescents. Children. 2024: 11(10): 1193. https://doi.org/10.3390/children11101193

15. Okoka H., Kheswa J.G. Uncovering cyberbullying: the impact of age, gender, and social media addiction. Nurture. 2024; 18(4): 807–15. https://doi.org/10.55951/nurture.v18i4.860

16. Sarmiento A., Herrera-Lopez M., Zykh I. Is cyberbullying a group process? Online and offline bystanders of cyberbullying act as defenders, reinforcers and outsiders. Comput. Hum. Behav. 2019; 99: 328–34. https://doi.org/10.1016/j.chb.2019.05.037

17. Sahin M. The relationship between cyberbullying/cybervictimization and loneliness among adolescents. Child. Young People’s Serv. Rev. 2012; 34(4): 834–7. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2012.01.010

18. Sheanoda V., Bassi K. Victims of cyberbullying: exploring social cognitive processes associated with cyberbullying victimization. J. School Violence. 2021; 20(4): 567–80. https://doi.org/10.1080/15388220.2021.1984933

19. Pino-Falconi М., Moreta-Herrera R. The relationship between bullying and cyberbullying victimization and difficulties of regulation among adolescents in Ecuador. Revista de Psychología. 2024; 14(1): 181–99. https://doi.org/10.36901/vyrg2q06

20. Bassi K., Fitzpatrick S., Raman A. The role of moral disengagement and self-efficacy in cyberbullying. J. School Violence. 2014; 14(1): 30–46. https://doi.org/10.1080/15388220.2014.954045

21. Marinoni С., Trombetta Т., Negri R, Zanetti М. The role of parental mediation in cybervictimization among adolescents: a systematic review. Int. J. Bullying Prev. 2024. https://doi.org/10.1007/s42380-024-00270-5

22. Guo S., Liu J., Wang J. The roles of cyberbullying among adolescents: a social ecological theory perspective. J. School Violence. 2021; 20(2): 167–81. https://doi.org/10.1080/15388220.2020.1862674

23. Madsen C.R., Damsgaard M.T., Petersen K., Qualter P., Holstein B.E. School bullying, cyberbullying, and loneliness: a nationally representative study of adolescents in Denmark. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2024; 21(4): 414. https://doi.org/10.3390/ijerph21040414

24. Barak A., Hen L., Boniel-Nissim M., Shapira N. A comprehensive review and a meta-analysis of the effectiveness of internet-based psychotherapeutic interventions. J. Technol. Hum. Serv. 2008; 26(2-4): 109–60. https://doi.org/10.1080/15228830802094429

25. Nixon C.L. Current perspectives: the impact of cyberbullying on adolescent health. Adolesc. Health Med. Ther. 2014; 5: 143–58. https://doi.org/10.2147/AHMT.S36456

26. Кабанов П.А. Криминальная виктимность несовершеннолетних от имущественной киберпреступности: анализ статистических показателей и перспективы формирования ювенальной кибервиктимологии. Виктимология. 2024; 11(3): 359–66. https://doi.org/10.47475/2411-0590-2024-11-3-359-366 https://elibrary.ru/jxqrxe

27. Marengo D., Settanni M., Mastrocucu S. Social changes as a result of complication in adolescence due to cyberbullying and internalizing symptoms. Int. J. Bullying Prev. 2024. https://doi.org/10.1007/s42380-024-00269-y

28. Nguyen H.T.L., Nakamura K., Seino K., Vo V.T. Associations between cyberbullying, parental attitudes, self-harm, and suicidal behavior among adolescents: results from a school-based survey in Vietnam. BMC Public Health. 2020; 20(1): 476. https://doi.org/10.1186/s12889-020-08500-3

29. Kaiser S., Kyrrestad H., Fossum S. Help-seeking behavior in Norwegian adolescents: the role of bullying and cyberbullying victimization in a cross-sectional study. Scand. J. Child Adolesc. Psychiatr. Psychol. 2020; 8: 81–90. https://doi.org/10.21307/sjcapp-2020-008

30. Fossum S., Skokauskas N., Handegård B.H., Hansen K.L., Kyrrestad H. The importance of traditional bullying, cyberbullying and mental health problems for secondary school students who feel unsafe in the school environment. Scand. J. Educ. Res. 2021; 67(2): 281–93. https://doi.org/10.1080/00313831.2021.200630

31. Sampasa-Kanyinga H., Lien A., Hamilton H.A., Chaput J.P. Cyberbullying involvement and insufficient sleep duration among adolescents. Sleep Health. 2022; 8(2): 183–90. https://doi.org/10.1016/j.sleh.2021.11.009

32. Ганузин В.М., Маскова Г.С., Мозжухина Л.И., Мавренкова Е.А. Сон и его особенности у детей и подростков. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2024; 24(3): 110–9. https://elibrary.ru/ldwywl

33. Тихоновский П.А., Кожевникова О.В., Блажиевская Т.О., Кустова Е.А. Нарушения сна как триггер сердечно-сосудистой патологии. Российский педиатрический журнал. 2024; 27(6): 446–51. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-6-446-451 https://elibrary.ru/mnghbc

34. Skilbred-Fjeld S., Reme S.E., Mossige S. Cyberbullying involvement and mental health problems among older adolescents. Cyberpsychology. 2020; 14(1): 5. https://doi.org/10.5817/CP2020-1-5

35. Holfeld B., Beitz R. Mediating and moderating effects of social support and school climate on the association between cyber victimization and internalizing symptoms. J. Youth Adolesc. 2020; 49(11): 2214–28. https://doi.org/10.1007/s10964-020-01292-0

36. Ганузин В.М., Романычева Е.Н., Курчина Е.Г. Деятельность отделения медико-социальной помощи поликлиники по лечению и лечению детей и подростков из семей, находящихся в трудовой жизненной ситуации. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; (2): 36–8. https://elibrary.ru/wibqql

37. Tiiri E., Luntamo T., Mishina K., Sillanmäki L., Brunstein K.A., Sourander A. Did bullying victimization decrease after nationwide school-based antibullying program? A time-trend study. J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 2020; 59(4): 531–40. https://doi.org/10.1016/j.jaac.2019.03.023

38. Hsieh M.L., Wang S.Y.K., Lin Y. Punishment risk perceptions among youth: Can cyberbullying be prevented? J. School Violence. 2023; 22(3): 307–21. https://doi.org/10.1080/15388220.2023.2183865

39. Birnesser K., Omer M., Nelson L., Mann E., Farzan R., Schwanke B., et al. Secondary school students’ experiences with cyberbullying and perspectives on prevention and intervention by school-based bystanders. J. School Violence. 2023; 22(3): 339–52. https://doi.org/10.1080/15388220.2023.2186417

40. Greidinger P., Yanagida T., Strohmeier D., Spiel K. Preventing cyberbullying and cybervictimization: An evaluation of the ViSC social competence program. J. School Violence. 2014; 14(1): 87–110. https://doi.org/10.1080/15388220.2014.963231

41. Wang S., Chen M.X., Ratnavelu K., Shibghatullah A., Keoy K. H. Analysis of students’ engagement in online classrooms based on facial expression recognition using enhanced YOLOv5 for cyberbullying prevention. Meas. Sci. Technol. 2024; 36(1): 015419. https://doi.org/10.1088/1361-6501/ad8a80

42. Cantekin O.F., Ozen U. Examining the relationships between high school students’ peer relationships, cyberbullying status and intentions to use social networks via smartphone. Int. J. Educ. Math. Sci. Technol. 2024; 12(5): 1376–94. https://doi.org/10.46328/ijemst.4669

43. Luo К., Zheng С., Guan Z. Boosted multimodal cyberbullying detection with subgraph neural networks. Int. J. Mach. Learn. Cybern. 2024. https://doi.org/10.1007/s13042-024-02384-0

44. Masoumi D., Burbur M., Edling S., Gill P. School staff strategies for identifying, dealing with and preventing cyberbullying among Swedish primary school pupils. Comput. Schools. 2024; 1–2. https://doi.org/10.1080/07380569.2024.2416426

45. Milosevic T., Van Royen K., Davis B. Artificial Intelligence to address cyberbullying, harassment and abuse: new directions in the midst of complexity. Int. J. Bullying Prev. 2022; 4(1): 1–5. https://doi.org/10.1007/s42380-022-00117-x

46. Hakami H. Automatic classification of mobile apps to ensure safe usage for adolescents. PLoS One. 2025; 20(1): e0313953. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0313953

47. Djenna A., Barka E., Benchikh A., Khadir K. Unmasking cybercrime with artificial-intelligence-driven cybersecurity analytics. Sensors (Basel). 2023; 23(14): 6302. https://doi.org/10.3390/s23146302


Рецензия

Для цитирования:


Ганузин В.М., Маскова Г.С., Мозжухина Л.И., Шубина Е.В. Кибербуллинг среди подростков. Российский педиатрический журнал. 2025;28(1):79-84. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2025-28-1-79-84. EDN: hzncid

For citation:


Ganuzin V.M., Maskova G.S., Mozzhukhina L.I., Shubina E.V. Cyberbullying among teenagers. Russian Pediatric Journal. 2025;28(1):79-84. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2025-28-1-79-84. EDN: hzncid

Просмотров: 115


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)