Перейти к:
Этапность физической реабилитации детей с перинатальной патологией центральной нервной системы
https://doi.org/10.46563/1560-9561-2025-28-2-148-154
EDN: vufbys
Аннотация
Введение. Этапность является ведущим принципом медицинской реабилитации, при которой больной ребёнок может получать курс восстановительных мероприятий на всех этапах оказания медицинской помощи.
Цель обзора — определить значимость физической реабилитации детей с перинатальным поражением центральной нервной системы (ЦНС).
Нами осуществлён поиск литературы по теме в базах данных: PubMed, Google Scholar, РИНЦ, глубина поиска 10 лет. Основными принципами медицинской реабилитации детей с перинатальными поражениями ЦНС являются: коррекция нарушений развития, начиная с раннего возраста, применение комплекса различных немедикаментозных технологий, регулярность, преемственность, а также интеграция в работу родственников больного ребёнка, которая подразумевает их вовлечение в непрерывный реабилитационный процесс. Спектр оказываемых физических методов воздействия на разных этапах реабилитации детей с перинатальной патологией ЦНС достаточно широк и включает в себя тактильно-кинестетическую стимуляцию ладоней и пальцев, массаж, лечебную гимнастику, кинезотерапию, гидрокинезотерапию, физиологичное позиционирование, гимнастику по методу В. Войта, кинезиотейпирование, фитбол-гимнастику и физиотерапию.
Заключение. Этапность медицинской реабилитации, своевременность оказания реабилитационной помощи, её преемственность в различных учреждениях, следование единой концепции в двигательной реабилитации, комплексный подход, опирающийся на анатомо-функциональные особенности развития детей с перинатальным поражением ЦНС, являются основой эффективного восстановления и способствуют реализации двигательного и интеллектуального потенциала ребёнка.
Участие авторов:
Харитонова Н.А., Басаргина М.А., Лупандина-Болотова Г.С., Конова О.М. — концепция и дизайн исследования;
Харитонова Н.А., Лупандина-Болотова Г.С., Илларионова М.С., Митиш М.Д., Преснякова Е.Д. — сбор и обработка материала;
Харитонова Н.А. — написание текста;
Харитонова Н.А., Басаргина М.А., Конова О.М. — редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила 20.01.2025
Принята к печати 18.03.2025
Опубликована 29.04.2025
Ключевые слова
Для цитирования:
Харитонова Н.А., Басаргина М.А., Лупандина-Болотова Г.С., Конова О.М., Преснякова Е.Д., Митиш М.Д., Илларионова М.С. Этапность физической реабилитации детей с перинатальной патологией центральной нервной системы. Российский педиатрический журнал. 2025;28(2):148-154. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2025-28-2-148-154. EDN: vufbys
For citation:
Kharitonova N.A., Basargina M.A., Lupandinа-Bolotovа G.S., Konova O.M., Presnyakova E.D., Mitish M.D., Illarionova M.S. Stages of physical rehabilitation in children with perinatal pathology of the central nervous system. Russian Pediatric Journal. 2025;28(2):148-154. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2025-28-2-148-154. EDN: vufbys
Реабилитация занимает особое место среди других направлений медицинской помощи, т. к. использует собственные функциональные возможности растущего организма для восстановления, значительно расширяя рамки лечебного воздействия, объединяя лечебно-восстановительный и профилактический подходы с деятельностью органов социального обеспечения. Медицинская реабилитация подразумевает не только предупреждение инвалидности, но и оказание активной помощи в начальный период заболевания, когда нарушенные функции могут быть восстановлены [1, 2]. Термин «абилитация» считается более оправданным по отношению к новорождённым детям и детям первых месяцев жизни, т. к. у них создаются условия, способствующие формированию навыков и умений в соответствии с их возрастом, а не восстановление утраченных функций [1, 3]. Особую категорию больных с перинатальной патологией составляют маловесные дети, рождённые раньше срока [4]. Несмотря на активную профилактику преждевременных родов, частота рождения недоношенных младенцев является величиной практически неизменной и составляет около 9,9% (5–18%) в мире и 10% от числа всех родившихся детей в России [5, 6]. Создание сети перинатальных центров и развитие перинатальной медицины способствовало увеличению числа выживших недоношенных малышей, перенёсших тяжёлые заболевания [7, 8]. При этом преждевременные роды являются одной из основных причин детской инвалидности [9]. Поэтому корректное назначение абилитационных воздействий при перинатальных повреждениях центральной нервной системы (ЦНС) является актуальной задачей [10].
Своевременное оказание медикаментозной и немедикаментозной помощи способствует успешности абилитации и базируется на феномене пластичности нервной системы, которая является основой репарации повреждённой нервной ткани. Установлено, что функционально незрелые структуры преждевременно родившегося ребёнка обладают выраженной пластичностью, которую можно рассматривать как способность растущего организма к реорганизации [11]. Определён спектр неонатальной гипоксически-ишемической энцефалопатии, стратифицированный по степени тяжести и исходам развития нервной системы новорождённых детей [12]. В этих условиях пластичность нервной системы определяется повышенной экспрессией большого комплекса нейротрофических белковых и пептидных факторов роста нервной ткани, который интенсифицирует развитие ансамблей нервных клеток [13]. Под влиянием сенсорных стимулов усиливаются процессы синаптогенеза, создаются новые нейрональные ансамбли, что компенсирует дисфункции поражённых участков мозга. При этом установлено, что микроглия формирует постнатальное развитие нейронов, регулируя пластичность перинейрональной сети [14]. Очевидно, что реабилитация больных, включая детей, родившихся с экстремально низкой массой тела, должна осуществляться в максимально ранние сроки от начала заболевания, когда риск развития осложнений не превышает возможность восстановления утерянных функций. Поэтому начинать восстановление нужно с периода первичного сбора сенсорной информации (в возрасте до 3 мес) и продолжать непрерывно на всех этапах лечения больного с перинатальным поражением ЦНС [4, 7].
Внутриутробная и интранатальная гипоксия — это универсальные повреждающие факторы, к которым особенно чувствительна нервная ткань. При этом репаративные процессы протекают одновременно с нейрональной дегенерацией уже на ранних стадиях перинатального поражения мозга [15]. Этот период называют «терапевтическим окном», когда направленное вмешательство может затормозить стартовый нейрональный апоптоз, в частности, при использовании таких методов ургентной нейропротекции, как терапевтическая гипотермия [16]. При своевременном использовании этого метода у младенцев ≥ 35 нед гестации и массой тела при рождении более 1800 г удаётся купировать развитие нейродегенерации путём уменьшения скорости метаболизма и интенсивности окислительных реакций [17, 18]. Описано также применение высоких доз рекомбинантного человеческого эритропоэтина для нейропротективного и нейротрофического воздействия на повреждённые клетки головного мозга, а также опосредованного ингибирования апоптоза посредством активации митогенактивируемого протеинкиназного и фосфатидилинозитол-3-киназного путей [19].
Начиная с 3–5-го дня острого ишемического повреждения мозга при отсутствии противопоказаний целесообразно инициировать первый этап реабилитационных мероприятий, направленный на коррекцию имеющихся нарушений и профилактику отдалённых последствий путём задействования собственных резервов в виде непострадавших участков нервной ткани, тем самым проводя первый этап реабилитации [20]. Основными задачами медицинской реабилитации детей с перинатальными поражениями ЦНС на первом этапе являются коррекция двигательных нарушений, применение немедикаментозных технологий, регулярность, преемственность, а также интеграция в работу родственников больного, которая подразумевает вовлечение родителей в непрерывный реабилитационный процесс [21]. При этом необходимы организация сенсорно-обогащённой окружающей ребёнка среды и гуманизация выхаживания недоношенных новорождённых. Гуманизация помощи новорождённым детям является закономерной реакцией мотивации медицинского персонала всех уровней и родителей для обеспечения успешности восстановления незрелых младенцев даже при тяжёлых формах перинатальной патологии ЦНС [22].
Физические методы реабилитации применяются в щадящем режиме, предполагают минимальную дозировку, направлены на предотвращение застойных явлений и контрактур [21, 23]. Различные дополнительные методы немедикаментозного воздействия могут применяться с первых часов жизни (это выхаживание в кувезах с использованием осциллирующих матрасиков, мягких рефлекторных стимуляторов дыхания, укладок) [24]. После стабилизации состояния и жизненных показателей ребёнок направляется на второй этап реабилитации, который проводится в круглосуточном стационаре, где выполняются лечебно-диагностические мероприятия по поводу основного заболевания. При этом физические методы реабилитации направлены на реализацию двигательного потенциала ребёнка и включают широкий спектр средств лечебной физкультуры и физиотерапевтических методов [21].
Лечебная физкультура (ЛФК) является ведущей частью физической реабилитации новорождённого ребёнка и включает прикладную кинезотерапию, массаж, гидрокинезотерапию, кинезиотейпирование [25]. При назначении методик ЛФК следует отдавать предпочтение методам, основанным на принципах моторного онтогенеза и позволяющим реализовать естественную последовательность освоения двигательных навыков; оказывающим воздействие на звенья физиологичного шага [26]. Использование методов ЛФК позволяет провести стимуляцию рефлекторной деятельности ребёнка, статических и локомоторных функций в соответствии с его возрастом и минимизировать задержку психомоторного развития; расширить двигательный и сенсорный опыт ребёнка, сформировать новые нейронные связи, предупредить и провести коррекцию деформаций опорно-двигательного аппарата [15].
Физиологичное позиционирование. В возрасте от рождения до 3 мес развития ребёнка упражнения следует рассматривать как часть ежедневного правильного общения с малышом: взятие на руки, пребывание в естественных позициях моторного онтогенеза, способствующих активации физиологичных движений и одновременно выключающих патологические тонические реакции. Особое внимание следует уделять правильному выбору позы во время сидения, переноса малыша на руках, а также последовательности развития навыков в онтогенезе, предупреждение ранней вертикализации, в частности, если ребёнок не имеет навыков ползания и устойчивого сидения [26, 27].
Войта-терапия использует три позиции моторного онтогенеза: положение на спине, на боку и на животе [28]. Специалист наблюдает за движениями ребёнка в сопротивлении, направляет и корректирует их. Сопротивление ребёнка в идеальной позиции включает в работу мышцы последовательно так, как это происходит в норме. Активная работа в позах позволяет чётко прорисовать модели движения, особенно при повреждениях ЦНС. За счёт рефлекторных реакций происходит стимуляция естественных двигательных моделей, которые при регулярном повторении укладок закрепляются в паттернах движений ребёнка [29]. Войта-терапия назначается индивидуально. При этом нужно учитывать общее состояние ребёнка, его нутритивный статус, реакции на стимуляцию. В случае хорошей переносимости процедуры родители обучаются укладкам и выполняют их ежедневно, самостоятельно в домашних условиях, в комфортном объёме, не более 2 раз в день. При плохой переносимости нужно уменьшить экспозицию в каждой позе, минимизировать кратность до 1 раза в день или отменить до восстановления общего состояния ребёнка.
Точечная стимуляция является методом тактильно-кинестетической стимуляции ладоней и пальцев, который может быть применён не только у здоровых малышей, но и у глубоко недоношенных и детей с экстремально низкой массой тела с первых недель жизни, когда невозможно проведение других методов абилитации [22]. Раздражение тактильных рецепторов на ладонях и пальцах вызывает мягкую афферентную стимуляцию соответствующих ареалов коры головного мозга, ответственных не только за координацию тонкой моторики, но и за формирование речедвигательных навыков, а также управление мимической и орофациальной мускулатурой, стимулирует развитие слухового сосредоточения и первых эмоциональных реакций, положительно влияет на динамику становления тонкой моторики и речи [30].
Массаж является частью комплексного воздействия и не может назначаться изолированно от правильного ношения ребёнка, позиционирования и ключевых поз моторного онтогенеза, применяемых на втором этапе реабилитации. При использовании указанных методов у детей с перинатальным поражением ЦНС и у недоношенных детей необходимо соблюдать осторожность, отдавать предпочтение приёмам мягкого поглаживания, а не растирания–разминания [21]. Логопедический массаж — это специализированное воздействие, направленное на стимуляцию сосательных движений и нормализацию тонуса лицевой мускулатуры ребёнка [31]. Сроки формирования сосательного рефлекса у детей с сочетанной патологией зависят от сроков гестации. До 31–33-й недели гестации у недоношенных малышей отмечаются затруднения с координированием движений губ и языка, что определяет незрелость акта сосания в этом возрасте и приводит к необходимости длительного зондового кормления. Очевидно, что на выбор тактики логопедического воздействия, направленного на развитие артикулярных возможностей у детей с нарушениями сосания и глотания, влияет состояние тонуса лицевой мускулатуры, а сроки начала массажа определяют скорость возможного перехода к кормлению из бутылочки [31].
Гидрокинезотерапия является воздействием на организм ребёнка через движение в тёплой воде, направленное на развитие сенсорного восприятия, расширение двигательного опыта и умение удерживать тело на воде [32]. Проводить процедуру можно с раннего возраста в домашних или стационарных условиях, что делает гидрокинезотерапию одним из первых видов дополнительной двигательной активности у детей. Форматы и комплексы упражнений во время проведения процедуры зависят от массы тела и возраста ребёнка. В условиях стационара возможно проведение гидрокинезотерапии в специально оборудованной раковине в палате с кислородной поддержкой. Такой формат используется при массе тела ребёнка до 1500 г и при необходимости дополнительной дотации кислорода. При стабильном состоянии жизненных показателей процедура проводится в ванной, расположенной в кабинете гидротерапии. Важными условиями для проведения процедур гидрокинезотерапии у детей с перинатальной патологией ЦНС являются использование текстильной пелёнки, поддержание температуры воды 37°С, длительность процедуры не более 15 мин. При достижении ребёнком массы тела 4 кг и положительной динамике развития возможно проведение процедуры без пелёнки, плавное снижение температуры воды до 34–36°С, увеличение временнóго интервала до 25 мин. Процедуры гидрокинезотерапии у детей с перинатальной патологией ЦНС способствуют набору массы тела, снижению кислородозависимости, освоению двигательных навыков в естественной последовательности без пропусков, отсутствию водобоязни, улучшению общего состояния, нормализации работы внутренних органов и систем, нивелированию существующей разницы между скорригированным и фактическим возрастом [33]. Гидрокинезотерапия назначается в комплексе с процедурами ЛФК и массажем при хорошей переносимости.
Фитбол-гимнастика является дополнительной методикой, которая применяется у детей с перинатальным поражением ЦНС. При этом учитывается этапность созревания нервной системы и её связь с развитием движений [25]. Первичной целью является управление телом, далее взаимодействие с твёрдой и стабильной опорой. Фитбол (мяч) является неустойчивым и подвижным предметом, что в случае незрелости и/или повреждения нервной системы является усложнением, не соответствующим возможностям ребёнка. Резкие, быстрые движения на мяче могут привести к активации примитивного уровня организации движений — тонического уровня. Соблюдение плавности движений и медленного темпа будут способствовать получению и обработке сигналов от всех мышц и суставов, включению в работу вестибулярного аппарата, установлению зрительного контакта с изменяющимся пространством, слежению за окружающими предметами и направлению движений головы за движением глаз [26].
Кинезиотейпирование проводится путём прикрепления специального эластичного пластыря — тейпа на кожные покровы в проекции повреждений с целью воздействия на соответствующие органы и связочно-суставной аппарат [34]. Однако в этапной реабилитации детей с перинатальным повреждением ЦНС и недоношенных детей место кинезиотейпинга неоднозначно. Кожный покров детей 1-го года жизни очень тонкий и чувствительный, а толщина тейпа превосходит толщину поверхностных слоёв кожи. При снятии тейпа возможно повреждение больших участков кожи и их раздражение. Эффект от применения тейпов зависит от степени натяжения самого пластыря и от корректности наложения тейпа. Кинезиотейпирование применяется в комплексном лечении и реабилитации детей с парезом Эрба, мышечной кривошеей [34]. Преимуществами этого метода являются его неинвазивность, доступность и возможность применения в качестве дополнительного способа, потенцирующего воздействие физических и медикаментозных воздействий.
После прохождения реабилитации в круглосуточном стационаре родители продолжают ежедневную самостоятельную работу c ребёнком в домашних условиях, направленную на поддержание полученных результатов. Повторные реабилитационные курсы в круглосуточном стационаре планируются вместе с лечащим врачом. Возможно проведение реабилитационных мероприятий в рамках третьего этапа реабилитации, который может включать санаторно-курортное лечение, реабилитацию в условиях дневного стационара, в специализированных реабилитационных центрах или амбулаторно, в поликлиниках, если позволяет состояние ребёнка. Улучшить метаболизм в клетках головного мозга, способствовать активации сохранившихся структур ЦНС и минимизировать наступление необратимых последствий — вот основные задачи на этом этапе лечения [30].
В этот период большое значение имеет мультидисциплинарный подход, включающий осмотр педиатра, невролога, врача ЛФК, физиотерапевта, психолога, педагога, при необходимости сурдолога, нейрохирурга и разработка индивидуальных программ реабилитации для каждого ребёнка. В комплекс реабилитационных мероприятий входят указанные выше методы, применяемые на втором этапе, которые назначаются индивидуально в зависимости от состояния ребёнка и его адаптационных возможностей. Это особенно важно в связи с доказательствами наличия фенотипов нейроповеденческой организации новорождённого, которая в значительной степени не зависит от послеродовой среды [35].
Физическими методами реабилитации являются аппаратная физиотерапия и бальнеолечение, среди них фото-, цвето- и светотерапия с использованием лампы «Биоптрон», что возможно на любом этапе реабилитации; метод сухой иммерсии, кроватка «Сатурн» (2 и 3 этапы), а также разнообразные физиотерапевтические методы, связанные с воздействием электрического тока, электромагнитных полей, используемые преимущественно на 2–3-м этапах реабилитации [21, 33].
Заключение
Физические методы восстановительного лечения (абилитации) оказывают комплексное воздействие на организм больного ребёнка. Они направлены не только на профилактику опорно-двигательных нарушений, но и на функциональное взаимодействие нейроэндокринных реакций с развивающимися стереотипами дыхательной, гемодинамической, метаболической адаптации. Как у доношенных, так и у недоношенных младенцев с перинатальным поражением ЦНС активная физическая абилитация влияет на темпы психомоторного и соматического развития. При этом на фоне адекватных воздействий на протяжении первых месяцев жизни недоношенные дети успешно преодолевают темповую задержку развития, что способствует нивелированию разницы между скорригированным и фактическим возрастом за минимальный промежуток времени. Использование многих традиционных методов физиотерапии и ЛФК у недоношенных младенцев с перинатальной патологией ЦНС сопряжено с определёнными ограничениями, связанными с незрелостью ребёнка, его повышенной ранимостью и быстрой истощаемостью, а также со значительной коморбидностью патологии у преждевременно родившихся детей. Этапность медицинской реабилитации, своевременность оказания реабилитационной помощи, преемственность процесса в различных медицинских учреждениях, следование единой концепции в двигательной реабилитации, комплексный подход, опирающийся на анатомо-функциональные особенности развития детей с перинатальным поражением ЦНС, являются основой эффективного восстановления и способствует реализации двигательного и интеллектуального потенциала ребёнка.
Список литературы
1. Лильин Е.Т., Доскин В.А. Детская реабилитология. М.: Литтера; 2011. https://elibrary.ru/qlqopr
2. Нечаев В.С., Магомедова З.А. Медицинская реабилитация: история вопроса и дефиниции. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25(4): 221–5. https://elibrary.ru/zmqrdv
3. Бомбардирова Е.П., Яцык Г.В., Зайниддинова Р.С. Немедикаментозные методы восстановительного лечения детей с перинатальным поражением нервной системы. Российский педиатрический журнал. 2011; 14(3): 55–60. https://elibrary.ru/nxbjwb
4. Яцык Г.В., ред. Алгоритмы диагностики, лечения и реабилитации перинатальной патологии маловесных детей. М.: Педагогика-Пресс; 2002. https://elibrary.ru/scmntz
5. Гаче В., Оленев А.С., Крючкова Д.И., Шуравин В.М. Преждевременные роды – медико-социальная проблема. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2016; (2): 110–5. https://elibrary.ru/twcvhl
6. Ohuma E.O., Moller A.B., Bradley E., Chakwera S., Hussain-Alkhateeb L., Lewin A., et al. National, regional, and global estimates of preterm birth in 2020, with trends from 2010: a systematic analysis. Lancet. 2023; 402(10409): 1261–71. https://doi.org/10.1016/s0140-6736(23)00878-4
7. Беляева И.А., Бомбардирова Е.П., Токовая Е.И., Харитонова Н.А., Лазуренко С.Б., Турти Т.В. и др. Немедикаментозная абилитация детей с перинатальными поражениями нервной системы. Вопросы современной педиатрии. 2017; 16(5): 383–91. https://doi.org/10.15690/vsp.v16i5.1802 https://elibrary.ru/ztiyjj
8. Павлинова Е.Б., Савченко О.А. Предикторы неблагоприятных неврологических исходов у недоношенных детей: современный взгляд на проблему. Медицинский вестник Юга России. 2024; 15(3): 77–82. https://doi.org/10.21886/2219-8075-2024-15-3-77-82
9. Шкляренко А.П., Коваленко Т.Г., Ульянов Д.А. Теоретические аспекты реабилитации недоношенных детей первого года жизни средствами адаптивной физической культуры. Теория и практика физической культуры. 2021; (10): 86–8. https://elibrary.ru/ivqejg
10. Панкратьева Л.Л., Володин Н.Н. Методологические проблемы реабилитации недоношенных детей. Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2019; 98(2): 14–8. https://doi.org/10.24110/0031-403X-2019-98-2-14-18 https://elibrary.ru/vxfvao
11. Molloy E.J., Branagan A., Hurley T., Quirke F., Devane D., Taneri P.E., et al. Neonatal encephalopathy and hypoxic-ischemic encephalopathy: moving from controversy to consensus definitions and subclassification. Pediatr. Res. 2023; 94(6): 1860–3. https://doi.org/10.1038/s41390-023-02775-z
12. Cizmeci M.N., Wilson D., Singhal M., El Shahed A., Kalish B., Tam E., et al. Neonatal hypoxic-ischemic encephalopathy spectrum: severity-stratified analysis of neuroimaging modalities and association with neurodevelopmental outcomes. J. Pediatr. 2024; 266: 113866. https://doi.org/10.1016/j.jpeds.2023.113866
13. Caeyenberghs K., Clemente A., Imms P., Egan G., Hocking D.R., Leemans A., et al. Evidence for training-dependent structural neuroplasticity in brain-injured patients: a critical review. Neurorehabil. Neural. Repair. 2018; 32(2): 99–114. https://doi.org/10.1177/1545968317753076
14. Sun J., Wang X., Sun R., Xiao X., Wang Y., Peng Y., et al. Microglia shape AgRP neuron postnatal development via regulating perineuronal net plasticity. Mol. Psychiatry. 2024; 29(2): 306–16. https://doi.org/10.1038/s41380-023-02326-2
15. Жевнеронок И.В., Смычёк В.Б. Факторы риска неврологических нарушений в раннем возрасте у недоношенных детей с разным сроком гестации. Неврологический журнал им. Л.О. Бадаляна. 2024; 5(2): 99–107. https://doi.org/10.46563/2686-8997-2024-5-2-99-107 https://elibrary.ru/xsvicq
16. Lemyre B., Chau V. Hypothermia for newborns with hypoxic-ischemic encephalopathy. Paediatr. Child Health. 2018; 23(4): 285–91. https://doi.org/10.1093/pch/pxy028
17. Караганова Е.Я., Шалина Р.И., Дельсуз С.Ф., Кунях Ж.Ю. Гипотермия в комплексной терапии новорожденных, перенесших тяжелую асфиксию. Ближайшие и отдаленные результаты. Российский вестник акушера-гинеколога. 2023; 23(4): 50–7. https://doi.org/10.17116/rosakush20232304150
18. Proietti J., Boylan G.B., Walsh B.H. Regional variability in therapeutic hypothermia eligibility criteria for neonatal hypoxic-ischemic encephalopathy. Pediatr. Res. 2024; 96(5): 1153–61. https://doi.org/10.1038/s41390-024-03184-6
19. Шарафутдинова Д.Р., Балашова Е.Н., Павлович С.В., Ионов О.В., Киртбая А.Р., Зубков В.В. Эффективность применения рекомбинантного человеческого эритропоэтина у детей, родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тела. Неонатология: новости, мнения, обучение. 2018; 6(3): 41–53. https://doi.org/10.24411/2308-2402-2018-13001 https://elibrary.ru/yofxnj
20. Перепелица С.А. Ранняя реабилитация новорожденных, перенесших перинатальную гипоксию. Физическая и реабилитационная медицина, медицинская реабилитация. 2020; 2(1): 71–8. https://doi.org/10.36425/rehab19287 https://elibrary.ru/iewibi
21. Хан М.А., Петрова М.С., Дегтярева М.Г., Микитченко Н.А., Смотрина О.Ю., Шунгарова З.Х. Современные технологии физической реабилитация детей с перинатальным поражением центральной нервной системы. Вестник восстановительной медицины. 2021; 20(4): 57–64. https://doi.org/10.38025/2078-1962-2021-20-4-57-64 https://elibrary.ru/pwfnuf
22. Басаргина М.А., Фисенко А.П., Бомбардирова Е.П., Смирнов И.Е., Харитонова Н.А., Илларионова М.С. Моделирование саногенетической развивающей среды и стартовая немедикаментозная абилитация недоношенных младенцев. Российский педиатрический журнал. 2019; 22(6): 380–7. https://elibrary.ru/cbrlkw
23. Аксенов Д.В., Захарова Н.И., Лаврентьев С.Н., Горюнова А.Д., Рюмина И.И. Особенности перехода новорожденных детей с патологией с зондового питания на грудное вскармливание. Медицинский совет. 2024; 18(19): 38–45. https://doi.org/10.21518/ms2024-488 https://elibrary.ru/cejsyn
24. Малышева М.В., Налобина А.Н. Физиологическое обоснование формирования комплексов лечебной физкультуры для недоношенных детей первого года жизни. Современные вопросы биомедицины. 2021; 5(3): 239–49. https://doi.org/10.51871/2588-0500_2021_05_03_21 https://elibrary.ru/iieraz
25. Потапчук А.А., Казанская Е.В. Физическая реабилитация детей первого года жизни с перинатальными повреждениями центральной нервной системы. Ученые записки СПБГМУ им. акад. И.П. Павлова. 2016; 23(3): 24–7. https://elibrary.ru/xwqkfn
26. Лупандина-Болотова Г.С. Концепция ключевых поз в оценке двигательного развития ребёнка первого года жизни и реабилитации. Детская и подростковая реабилитация. 2023; (1): 42–50. https://elibrary.ru/flaxqz
27. Павлюкова Е.В., Давыдова И.В., Лазуренко С.Б., Яцык Г.В., Конова О.М., Зимина Е.П. Возможности профилактики и восстановительного лечения последствий перинатального поражения центральной нервной системы у недоношенных детей. Педиатрическая фармакология. 2018; 15(2): 159–67. https://doi.org/10.15690/pf.v15i2.1872 https://elibrary.ru/upgcpo
28. Войта В., Петерс А. Принцип Войты. Игра мышц при рефлекторном поступательном движении и в двигательном онтогенезе. Springer; 2016.
29. Киселев Д.А., Левков В.Ю., Губанов В.В., Козловский И.В., Лайшева О.А., Панюков М.В. Реабилитация больных с диагнозом детский церебральный паралич с использованием рефлекторной гимнастики по методу В. Войта. Российский медицинский журнал. 2021; 27(1): 27–32. http://doi.org/10.17816/0869-2106-2021-27-1-27-32 https://elibrary.ru/bkyvrr
30. Казанская Е.В. Физическая реабилитация в восстановительном лечении недоношенных детей грудного возраста с перинатальными повреждениями ЦНС. Научно-теоретический журнал «Ученые записки». 2008; (12): 21–5. https://elibrary.ru/kubmdd
31. Басаргина М.А., Дяйкина В.В., Митиш М.Д., Лазуренко С.Б., Масленникова В.А., Харитонова Н.А. Выбор тактики вскармливания недоношенных детей с функциональной незрелостью движений артикуляционного аппарата (часть 1). Неонатология: новости, мнения, обучение. 2021; 9(3): 16–22. https://doi.org/10.33029/2308-2402-2021-9-3-16-22 https://elibrary.ru/emnthj
32. Полуянова Е.Д., Лупандина-Болотова Г.С., Басаргина М.А. Гидрокинезотерапия у детей раннего возраста. Российский педиатрический журнал. 2023; 26(S4): 60. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-S4-60
33. Конова О.М., Ахмедулина Д.И., Турти Т.В., Рязанов М.В. Влияние жемчужных ванн на динамику показателей мозгового кровообращения у детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической физкультуры. 2014; 91(1): 22–4. https://elibrary.ru/rvzpgp
34. Суворова-Блейнес Н., Ермаченко Н. Кинезиологическое тейпирование в педиатрии. BBalance Tape; 2022.
35. Conradt E., Tronick E., Lester B.M. Evidence for neurobehavioral risk phenotypes at birth. Pediatr. Res. 2025; 97(1): 99–106. https://doi.org/10.1038/s41390-024-03353-7
Об авторах
Наталия Александровна ХаритоноваРоссия
Канд. мед. наук, ст. науч. сотр., лаб. неонатологии и проблем здоровья раннего детского возраста; врач-неонатолог отделения патологии новорождённых и детей раннего детского возраста с соматической реабилитацией ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: kharitonovan@nczd.ru
Милана Александровна Басаргина
Россия
Канд. мед. наук, ст. науч. сотр., лаб. неонатологии и проблем здоровья раннего детского возраста, зав. отделением патологии новорождённых и детей раннего детского возраста с соматической реабилитацией ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: basargina.ma@nczd.ru
Галина Сергеевна Лупандина-Болотова
Россия
Канд. мед. наук, зав. отделением лечебной физкультуры ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: l.bolotova@nczd.ru
Ольга Михайловна Конова
Россия
Доктор мед. наук, начальник центра медицинской реабилитации и восстановительного лечения, зав. физиотерапевтическим отделением центра медицинской реабилитации и восстановительного лечения, ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: konova@nczd.ru
Елизавета Дмитриевна Преснякова
Россия
Инструктор-методист по лечебной физкультуре ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: lisa-00.00@mail.ru
Мария Дмитриевна Митиш
Россия
Доктор мед. наук, вед. науч. сотр., лаб. неонатологии и проблем здоровья раннего детского возраста ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: mari_mitish@mail.ru
Мария Сергеевна Илларионова
Россия
Мл. науч. сотр., лаб. неонатологии и проблем здоровья раннего детского возраста ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: masha177771@mail.ru
Рецензия
Для цитирования:
Харитонова Н.А., Басаргина М.А., Лупандина-Болотова Г.С., Конова О.М., Преснякова Е.Д., Митиш М.Д., Илларионова М.С. Этапность физической реабилитации детей с перинатальной патологией центральной нервной системы. Российский педиатрический журнал. 2025;28(2):148-154. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2025-28-2-148-154. EDN: vufbys
For citation:
Kharitonova N.A., Basargina M.A., Lupandinа-Bolotovа G.S., Konova O.M., Presnyakova E.D., Mitish M.D., Illarionova M.S. Stages of physical rehabilitation in children with perinatal pathology of the central nervous system. Russian Pediatric Journal. 2025;28(2):148-154. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2025-28-2-148-154. EDN: vufbys