Особенности формирования коммуникативных навыков у студентов-медиков
EDN: yojysk
Аннотация
Актуальность. В последние годы установлено, что на формирование коммуникативной компетентности и психологического статуса студентов-медиков негативно повлиял учебный процесс в дистанционном онлайн-режиме в период пандемии.
Цель работы: определить особенности формирования коммуникативных навыков у студентов-медиков.
Материалы и методы. Проведён анализ данных опроса студентов, обучавшихся только в дистанционном формате (2021–2022 гг.) и в аудиторном формате (2022–2023 гг.). Проведено анкетирование 221 студента 4-го курса по специальности «Лечебное дело» в 2021–2022 гг. и 279 студентов в 2022–2023 гг.
Результаты. Установлено, что 65% студентов в 2021–2022 гг. считали свой уровень подготовки по коммуникации низким и хотели бы получить дополнительное обучение для улучшения навыков общения. Студенты в 2022–2023 гг. в 39% случаев считали свой уровень подготовки по коммуникации низким. При этом 52% студентов в 2021–2022 гг. отметили, что дистанционное обучение отрицательно отразилось на формировании коммуникативной компетенции среди студентов-медиков, в отличие от 37% студентов 2022–2023 гг. 34% студентов в 2021–2022 гг. и 45% студентов в 2022–2023 гг. испытывали неуверенность при коммуникации с больным. На вопрос «Раздражаетесь ли Вы при общении с пациентом?» утвердительно ответили 14% студентов в 2021–2022 гг. и 10% студентов в 2022–2023 гг. Испытывали отвращение к неприятным запахам в медицинских учреждениях 45% студентов в 2021–2022 гг. и 50% студентов в 2022–2023 гг. Выявлено также, что чувство брезгливости при общении с пациентом испытывали 17% студентов в 2021–2022 гг. и 24% студентов в 2022–2023 гг. На вопрос «Хотелось ли Вам сменить одежду/халат после обхода?» утвердительно ответили 19% студентов в 2021–2022 гг. и 33% студентов в 2022–2023 гг. 24% студентов в 2022 г. и 13% в 2023 г. рассматривают возможность ухода из медицины. При этом 36% опрошенных студентов в 2022 г. и 55% в 2023 г. выразили желание связать свою жизнь с профессией фармаколога.
Заключение. Установлено, что двухлетнее обучение с применением дистанционных технологий отрицательно повлияло на формирование коммуникативной компетентности студентов старших курсов медицинских вузов.
Об авторе
И. В. ТимофеевРоссия
Рецензия
Для цитирования:
Тимофеев И.В. Особенности формирования коммуникативных навыков у студентов-медиков. Российский педиатрический журнал. 2024;27(4S):52-52. EDN: yojysk
For citation:
Timofeev I.V. Features of communication skills formation in medical students. Russian Pediatric Journal. 2024;27(4S):52-52. (In Russ.) EDN: yojysk