Аннотация
Актуальность. Начало систематического обучения характеризуется появлением новых интересов у ребёнка, увеличением объёма умственных и физических нагрузок, способствует формированию самостоятельности. При этом именно эмоциональное состояние ребёнка и уровень тревожности являются одними из важных факторов, отражающих адекватность адаптации на начальном этапе школьного обучения. Цель: определить уровень тревожности обучающихся первого класса. Материалы и методы. Проведено тестирование 61 первоклассника (50,8% мальчиков, 49,2% девочек). Уровень тревожности детей оценивали по методике «Шкалы социально-ситуативной тревоги» О. Кондаша (1973) в адаптации Катуновой В.В. (2020), позволяющей определить уровень школьной, самооценочной и межличностной тревожности, а также уровень агрессивности как проявление реакции на переживание тревожности. Результаты. Установлено наличие чрезмерного спокойствия при оценке школьной тревожности у 62,3% детей (95%, ДИ 50,1-74,5%), самооценочной тревожности - у 65,6% детей (95% ДИ 53,7-77,5%), межличностной тревожности - у 18% детей (95% ДИ 8,4-27,7%). При оценке агрессивности отмечен низкий уровень у 13,1% первоклассников (95% ДИ 4,6-21,6%). Высокий уровень агрессивности выявлен у 29,5% детей (95% ДИ 18,1-41%). При оценке половых различий в характеристике тревожности выявлено значимое преобладание девочек с нормальной межличностной тревожностью - 50% (95% ДИ 32,1-67,9%) в сравнении с мальчиками - 16,1% (95% ДИ 3,2-29,1%) и высокого уровня агрессивности у мальчиков - 51,6% (95% ДИ 34,0-69,2%) в сравнении с девочками - 10% (95% ДИ -0,7-20,7%). Выявлены риски появления очень высокой межличностной тревожности (EF = 80%) и высокого уровня агрессивности (EF = 60%) у мальчиков при раздельной форме обучения. Заключение. Полученные данные позволили выделить группу детей, характеризующихся чрезмерным спокойствием, что нередко носит компенсаторный характер и может способствовать снижению продуктивной деятельности ребёнка, скрывая его повышенную тревожность. В целом исследование тревожности позволяет выделить среди детей группу риска по формированию школьной дезадаптации и неадекватного реагирования на учебные нагрузки.