Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

ОЦЕНКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Аннотация

Актуальность. Начало систематического обучения характеризуется появлением новых интересов у ребёнка, увеличением объёма умственных и физических нагрузок, способствует формированию самостоятельности. При этом именно эмоциональное состояние ребёнка и уровень тревожности являются одними из важных факторов, отражающих адекватность адаптации на начальном этапе школьного обучения. Цель: определить уровень тревожности обучающихся первого класса. Материалы и методы. Проведено тестирование 61 первоклассника (50,8% мальчиков, 49,2% девочек). Уровень тревожности детей оценивали по методике «Шкалы социально-ситуативной тревоги» О. Кондаша (1973) в адаптации Катуновой В.В. (2020), позволяющей определить уровень школьной, самооценочной и межличностной тревожности, а также уровень агрессивности как проявление реакции на переживание тревожности. Результаты. Установлено наличие чрезмерного спокойствия при оценке школьной тревожности у 62,3% детей (95%, ДИ 50,1-74,5%), самооценочной тревожности - у 65,6% детей (95% ДИ 53,7-77,5%), межличностной тревожности - у 18% детей (95% ДИ 8,4-27,7%). При оценке агрессивности отмечен низкий уровень у 13,1% первоклассников (95% ДИ 4,6-21,6%). Высокий уровень агрессивности выявлен у 29,5% детей (95% ДИ 18,1-41%). При оценке половых различий в характеристике тревожности выявлено значимое преобладание девочек с нормальной межличностной тревожностью - 50% (95% ДИ 32,1-67,9%) в сравнении с мальчиками - 16,1% (95% ДИ 3,2-29,1%) и высокого уровня агрессивности у мальчиков - 51,6% (95% ДИ 34,0-69,2%) в сравнении с девочками - 10% (95% ДИ -0,7-20,7%). Выявлены риски появления очень высокой межличностной тревожности (EF = 80%) и высокого уровня агрессивности (EF = 60%) у мальчиков при раздельной форме обучения. Заключение. Полученные данные позволили выделить группу детей, характеризующихся чрезмерным спокойствием, что нередко носит компенсаторный характер и может способствовать снижению продуктивной деятельности ребёнка, скрывая его повышенную тревожность. В целом исследование тревожности позволяет выделить среди детей группу риска по формированию школьной дезадаптации и неадекватного реагирования на учебные нагрузки.

Ключевые слова


Об авторах

А. О. Маринина
Приволжский исследовательский медицинский университет Минздрава России
Россия


С. А. Чекалова
Приволжский исследовательский медицинский университет Минздрава России
Россия


В. В. Катунова

Россия


Рецензия

Для цитирования:


Маринина А.О., Чекалова С.А., Катунова В.В. ОЦЕНКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. Российский педиатрический журнал. 2022;25(6):415-416.

For citation:


Marinina A.O., Chekalova S.A., Katunova V.V. ASSESSMENT OF THE ANXIETY LEVEL IN FIRST GRADERS. Russian Pediatric Journal. 2022;25(6):415-416. (In Russ.)

Просмотров: 34


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)