Preview

Russian Pediatric Journal

Advanced search

ASSESSMENT OF THE ANXIETY LEVEL IN FIRST GRADERS

Abstract

Актуальность. Начало систематического обучения характеризуется появлением новых интересов у ребёнка, увеличением объёма умственных и физических нагрузок, способствует формированию самостоятельности. При этом именно эмоциональное состояние ребёнка и уровень тревожности являются одними из важных факторов, отражающих адекватность адаптации на начальном этапе школьного обучения. Цель: определить уровень тревожности обучающихся первого класса. Материалы и методы. Проведено тестирование 61 первоклассника (50,8% мальчиков, 49,2% девочек). Уровень тревожности детей оценивали по методике «Шкалы социально-ситуативной тревоги» О. Кондаша (1973) в адаптации Катуновой В.В. (2020), позволяющей определить уровень школьной, самооценочной и межличностной тревожности, а также уровень агрессивности как проявление реакции на переживание тревожности. Результаты. Установлено наличие чрезмерного спокойствия при оценке школьной тревожности у 62,3% детей (95%, ДИ 50,1-74,5%), самооценочной тревожности - у 65,6% детей (95% ДИ 53,7-77,5%), межличностной тревожности - у 18% детей (95% ДИ 8,4-27,7%). При оценке агрессивности отмечен низкий уровень у 13,1% первоклассников (95% ДИ 4,6-21,6%). Высокий уровень агрессивности выявлен у 29,5% детей (95% ДИ 18,1-41%). При оценке половых различий в характеристике тревожности выявлено значимое преобладание девочек с нормальной межличностной тревожностью - 50% (95% ДИ 32,1-67,9%) в сравнении с мальчиками - 16,1% (95% ДИ 3,2-29,1%) и высокого уровня агрессивности у мальчиков - 51,6% (95% ДИ 34,0-69,2%) в сравнении с девочками - 10% (95% ДИ -0,7-20,7%). Выявлены риски появления очень высокой межличностной тревожности (EF = 80%) и высокого уровня агрессивности (EF = 60%) у мальчиков при раздельной форме обучения. Заключение. Полученные данные позволили выделить группу детей, характеризующихся чрезмерным спокойствием, что нередко носит компенсаторный характер и может способствовать снижению продуктивной деятельности ребёнка, скрывая его повышенную тревожность. В целом исследование тревожности позволяет выделить среди детей группу риска по формированию школьной дезадаптации и неадекватного реагирования на учебные нагрузки.

About the Authors

A. O. Marinina
Приволжский исследовательский медицинский университет Минздрава России
Russian Federation


S. A. Chekalova
Приволжский исследовательский медицинский университет Минздрава России
Russian Federation


V. V. Katunova

Russian Federation


Review

For citations:


Marinina A.O., Chekalova S.A., Katunova V.V. ASSESSMENT OF THE ANXIETY LEVEL IN FIRST GRADERS. Russian Pediatric Journal. 2022;25(6):415-416. (In Russ.)

Views: 45


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)