Preview

Russian Pediatric Journal

Advanced search

Herpes infection in children with skin burns and its effect on the course of the disease

EDN: qteseo

Abstract

Актуальность. Ожоги кожи являются повреждениями кожного покрова, который часто сопровождаются осложнениями. У больных с ожоговой болезнью за счёт стрессовых реакций и высокого воспалительного ответа происходит снижение иммунной защиты, что делает их особенно восприимчивыми к различным бактериальным и вирусным патогенам. Проявления герпетической инфекции не всегда специфичны у таких больных, поэтому педиатрам и детским хирургам важно работать в тесном сотрудничестве, чтобы обеспечить адекватную лечебно-диагностическую помощь. Цель работы: определить ведущие проявления герпетической инфекции у детей с ожогами кожи и её влияние на их течение.

Материалы и методы. На наличие герпетической инфекции было обследовано 110 больных с ожогами кожи. Герпетическая инфекция была выявлена у 67 больных детей. Для проверки значимых различий в длительности госпитализации и необходимости выполнения оперативного вмешательства у больных был использован критерий Манна–Уитни.

Результаты. У обследованных больных разных возрастных групп не выявлено значимых различий в сроках возникновения инфекции, поэтому возраст больных не является фактором риска развития инфекционного процесса после ожога кожи. Среди больных нами было выделено 45 (67,2%) мальчиков с ожогами от 1 до 25% поверхности тела, Ме = 6% [Q1; Q3 — 5; 9], ожоги II степени были у 56,7%, ожоги III степени — у 43,3% детей. Температура тела у этих больных достигала 38,7°C [38,3; 39,0] и длилась в течение 2 дней [1; 3]. Выявленные изменения при лабораторном обследовании соответствовали картине вирусной инфекции. Чаще всего был диагностирован герпес вирус 6 типа (ВПГ-6) — 41,8%, цитомегаловирус (ЦМВ) — 22,4%, вирус Эпштейна–Барр (ВЭБ) — 4,5%, вирусы простого герпеса 1-го и 2-го типа — 1,5%, также встречались ассоциации этих вирусов: ВПГ-6 с ВЭБ — 14,9%, ВПГ-6 с ЦМВ — 10,4%, ВЭБ с ЦМВ — 3%, ВЭБ с ЦМВ и вирусами простого герпеса 1-го и 2-го типа — 1,5%. Кожные проявления в виде везикулярной сыпи наблюдались у 9% больных. Значимые изменения микробиоты ожоговых ран были положительными у 19 больных. Самыми частые патогенами были Staphylococcus aureus (12 больных) и Enterobacter (4 больных). Очевидно, что при ожогах кожи нередки случаи вирусно-бактериальной ассоциации, которые могут влиять на клиническую картину и течение герпетической инфекции у ожоговых больных. Число койко-дней среди всех больных составило 7 дней, а у выделенной группы больных — 8 дней [6; 10]. Операции у больных общей группы проводились у 25,9% больных, у больных выделенной группы — в 19,4% случаев. Это свидетельствует о том, что инфекционный процесс не является риском оперативного лечения детей с ожогами.

Заключение. Активация герпетической инфекции у детей с ожогами приводит к удлинению сроков лечения за счёт замедления процессов регенерации повреждённых тканей, однако не является фактором риска оперативного лечения.

About the Author

M. N. Kozmova
"Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова" Минздрава России (Сеченовский Университет)
Russian Federation


Review

For citations:


Kozmova M.N. Herpes infection in children with skin burns and its effect on the course of the disease. Russian Pediatric Journal. 2025;28(1S):49-50. (In Russ.) EDN: qteseo

Views: 26


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)