Prevention of foot deformities: the choice of footwear for a modern schoolchild
EDN: qlhvsy
Abstract
Актуальность. Показатели состояния здоровья современных школьников свидетельствуют о росте отклонений в костно-мышечной системе, в частности нарушений и деформаций стопы, физиологические функции которой играют важную роль в формировании здоровья растущего организма. Среди комплекса факторов риска деформации стопы важную роль играет нерациональная обувь. Цель: определить значимость профилактического подхода к выбору обуви для детей младшего школьного возраста.
Материалы и методы. Проведён медико-социологический опрос родителей 451 младшего школьника (53,3% мальчики) по вопросам выбора обуви для детей 6–11 лет. Использовали специально разработанную и валидированную анкету, в которой отмечались предпочтения видов обуви детьми, особенности конструкции обуви; режимы её использования; наличие деформаций стопы, жалоб, связанных с обувью (усталость, боли в ногах); определения подходов к её подбору и покупке.
Результаты. Анализ полученных данных показал, что почти половина родителей (48,9%) покупает обувь для младших школьников в обычных обувных магазинах, а 39,1% — в интернет-магазинах, где выше риск приобрести модели, неоптимальные для стопы. В специализированных ортопедических магазинах обувь для детей приобретают 10% родителей: в 2/3 случаев это обусловлено наличием деформаций стоп (плоско-вальгусная стопа, плоскостопие). Родители таких детей чаще обращают внимание на сертификаты качества и рекомендации производителей при покупке обуви. Однако среди детей, родители которых не пользуются услугами ортопедических магазинов, в 22,4% случаев также были выявлены деформации стоп. Подавляющее большинство детей в повседневной жизни чаще предпочитает кроссовки (87,8%), в том числе в качестве сменной обуви в школе. У этих детей выше риск возникновения жалоб на быструю усталость ног, боли в стопах/голенях (RR = 1,99; 95% ДИ 1,043–3,821). Чаще эти явления были связаны с длительным ношением кроссовок (более 5–8 ч), с их неоптимальными конструктивными особенностями (недостаточная поддержка стопы: отсутствие жёсткого задника/фиксирующей застёжки, поддерживающей/гибкой подошвы, анатомической, амортизирующей стельки и др.). Также 29,6% детей использует туфли (чаще девочки), кеды (20,6%) и 13% — босоножки. Жалобы на усталость, боли в ногах, дискомфорт при ходьбе при использовании кед, туфлей, сандалий/босоножек преимущественно были связаны с недостаточной поддержкой свода стопы (жёсткая подошва, неамортизирующая стелька), жалобы на натоптыши, мозоли чаще возникали при использовании моделей с узкой носочной частью или несоответствующего размера.
Заключение. Определены значимость профилактического подхода к выбору обуви для детей младшего школьного возраста и необходимость информирования родителей и детей о целесообразности использования рекомендаций по выбору здоровьесберегающей обуви для детей с учётом их предпочтений, а также в связи с появлением новых моделей, материалов и технологий изготовления обуви.
About the Authors
I. E. AleksandrovaRussian Federation
N. K. Barsukova
Russian Federation
A. Yu. Kraeva
Russian Federation
Review
For citations:
Aleksandrova I.E., Barsukova N.K., Kraeva A.Yu. Prevention of foot deformities: the choice of footwear for a modern schoolchild. Russian Pediatric Journal. 2025;28(4S):12-12. (In Russ.) EDN: qlhvsy