Изменения индексов работоспособности у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при поступлении в общеобразовательную организацию
EDN: uhomck
Аннотация
Актуальность. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение фонематического развития речи у детей. Комплексная оценка состояния здоровья этих детей позволит своевременно проводить профилактические и коррекционные мероприятия по укреплению их здоровья. Индекс Руфье (ИРуфье = 4(Р1 + Р2 + Р3) – 200/10) является нагрузочным комплексом для оценки работоспособности сердца при стандартной физической нагрузке. Индекс Робинсона (ИР = (ЧСС × САД)/100) — это показатель, который характеризует систолическую работу сердца и отражает энергетический потенциал растущего организма. Индекс Шаповаловой — функциональный показатель состояния мышц спины и брюшного пресса, их силы и скоростной выносливости. Физическая работоспособность (PWC 170) — это показатель той мощности физической нагрузки, при которой ЧСС достигает 170 уд/мин. Нормальные значения этих индексов зависят от возраста и пола детей. Цель: определить изменения индексов работоспособности сердца и физической работоспособности детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи для разработки профилактических и коррекционных мероприятий по укреплению и сохранению здоровья обучающихся.
Материалы и методы. Обследовано 100 детей младшего школьного возраста. Основную группу составили 50 детей с ФФНР из классов, реализующих адаптированные образовательные программы. В качестве группы сравнения выступили 50 детей с ФФНР из общеобразовательных классов.
Результаты. Установлено, что при поступлении в общеобразовательную организацию у детей основной группы нагрузочный тест Руфье составил 11,56 ± 0,28 усл. ед., что на 0,89 усл. ед. больше, чем у детей контрольной группы. У девочек основной группы значения индекса были на 0,59 усл. ед. больше, чем у мальчиков, что характеризует более низкие резервные возможности кардиореспираторной системы. ИР составил 80,73 ± 1,91 усл. ед., что было на 3,83 усл. ед. меньше, чем у сверстников группы сравнения, и отражало сниженные возможности сердечно-сосудистой системы у детей с ФФНР из классов, реализующих адаптированные образовательные программы. Индекс Шаповаловой у детей основной группы составил 82,96 ± 4,85 усл. ед., что на 1,45 усл. ед. меньше, чем у сверстников. При этом у детей основной группы физическая работоспособность составила 202,79 ± 3,35 кгм/мин, что было на 11,72 кгм/мин меньше, чем у детей группы сравнения.
Заключение. Резервные возможности сердечно-сосудистой системы детей с ФФНР при поступлении в общеобразовательную организацию снижены (больше у девочек), что следует учитывать при разработке профилактических и коррекционных мероприятий по укреплению здоровья обучающихся и индивидуального подхода к организации физической активности детей в процессе обучения.
Об авторах
В. А. ГлущенкоРоссия
В. Н. Шестакова
Россия
Д. В. Сосин
Россия
А. А. Удовенко
Россия
Рецензия
Для цитирования:
Глущенко В.А., Шестакова В.Н., Сосин Д.В., Удовенко А.А. Изменения индексов работоспособности у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при поступлении в общеобразовательную организацию. Российский педиатрический журнал. 2025;28(4S):25-25. EDN: uhomck
For citation:
Glushchenko V.A., Shestakova V.N., Sosin D.V., Udovenko A.A. Changes in performance indices in children with phonetic-phonemic speech underdevelopment upon admission to a comprehensive educational institution. Russian Pediatric Journal. 2025;28(4S):25-25. (In Russ.) EDN: uhomck