Violations of visual-spatial representations in children with cerebral palsy: features of correctional work
EDN: uthljr
Abstract
Актуальность. Реабилитация больных детским церебральным параличом (ДЦП) является актуальной и сложной задачей. Чтобы диагностировать и латерализовать первичные нарушения психических процессов и выделить структуру дефекта, нами использованы нейропсихологические методы. Цель: определить особенности коррекционной работы при нарушении зрительно-гностических функций у больных различными формами ДЦП.
Материалы и методы. Комплексно обследовано 19 больных с различными формами ДЦП (10 — спастическая диплегия средней тяжести, 6 — правосторонний гемипарез, 3 — левосторонний гемипарез) в возрасте 8–12 лет. Все больные были обследованы с использованием нейропсихологических методов: определение гнозиса, праксиса и речи, а также опознание объективных изображений в обычных условиях и в условиях, затрудняющих их восприятие, идентификация индивидуализированных изображений одного и того же предмета, правильных и неправильных геометрических фигур, опознание и оценка сюжетных картин, определение различных видов зрительно-пространственного гнозиса, чтение и письмо букв, слов и фраз.
Результаты. У всех больных была выявлена предметная агнозия (нарушение зрительного узнавания изображений предметов при сохранном периферическом зрении). У 15 больных были выявлены признаки симультантной агнозии и агнозия запечатления Оптико-моторная агнозия проявлялась лишь нарушением зрительного внимания. В структуре речевой патологии были установлены задержка речевого развития, общее недоразвитие речи третьего уровня и минимальные дизартрические расстройства. На основании полученных данных нами разработана реабилитационная программа, включавшая, наряду с традиционным комплексом санаторно-курортного лечения, упражнения, направленные на привлечение зрительного внимания к деятельности с предметами и игрушками. Важной стороной коррекционной работы является выработка умения ребёнка ориентироваться на листе бумаги. При точном усвоении ребёнком схемы тела ему неоднократно предлагают назвать стороны листа бумаги (правая, левая), положив на него обе руки. В дальнейшем ребёнка просят по словесной инструкции размещать рисунки на листе бумаги в различном положении. В результате проведённой коррекционной работы отмечается улучшение опознавательного внимания, улучшение конструктивного праксиса у больных. Практически все дети научились ориентироваться на листе бумаги. В рисунках дети стали лучше соблюдать пропорции и дистанционные взаимоотношения. Научились составлять рассказы по сюжетным картинкам. Клиническое улучшение коррелировало с данными электроэнцефалографии: у большинства больных биоэлектрическая активность стала более регулярной.
Заключение. Нарушения зрительно-пространственных представлений были выявлены у больных разными формами ДЦП, преимущественно спастической диплегией (60%). Возрастание двигательных возможностей больных ДЦП в сочетании с улучшением зрительно-пространственных представлений позволило значительно повысить эффективность всей реабилитационной программы.
About the Authors
T. F. GolubovaRussian Federation
S. V. Vlasenko
Russian Federation
K. A. Kafanova
Russian Federation
Review
For citations:
Golubova T.F., Vlasenko S.V., Kafanova K.A. Violations of visual-spatial representations in children with cerebral palsy: features of correctional work. Russian Pediatric Journal. 2025;28(4S):26-27. (In Russ.) EDN: uthljr