Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Психоэмоциональные особенности подростков как фактор рискованного поведения

EDN: fwmkam

Аннотация

Актуальность. Психическое здоровье современных подростков и динамика его изменений вызывают определённую обеспокоенность. Характерный для нынешнего века «информационный взрыв» оказывает влияние на психические процессы и стал одним из факторов, способствующих развитию нервно-психических расстройств у детей. Согласно данным Государственного комитета статистики Азербайджанской Республики, за последние 5 лет количество психических и поведенческих нарушений среди детей до 18 лет увеличилось в 1,42 раза на каждые 10 тыс. человек. Гормональные изменения, правовой и нравственный кризисы личности, неудачные попытки самореализации подростков создают благоприятную почву для развития асоциального рискованного поведения, эмоциональной нестабильности, стрессов и агрессии. Стремление подростков к защите личной суверенности увеличивает потребность в профилактических и оздоровительных мерах, что определяет актуальность данной темы. Цель: определить психоэмоциональные особенности подростков сельской средней школы.

Материалы и методы. Обследовано 80 старшеклассников сельской средней школы. Для оценки эмоционального состояния и уровня агрессии использовались цветовой тест Люшера, тест К. Либельта «Умеете ли вы справляться со стрессом?», тест А. Ассингера для определения уровня агрессии, анонимная анкета для выявления факторов риска среди подростков. Полученные данные были сопоставлены с соответствующими нормами.

Результаты. Анализ показал, что у 56,25% подростков наблюдается изменение эмоционального состояния — стрессовое состояние, признанное одной из важнейших медико-социальных проблем. Уровень стрессоустойчивости, характеризующий способность эффективно справляться со стрессом, оказался ниже среднего у 69% девочек и 79,4% мальчиков. Высокий уровень агрессии, проявляющейся в виде физического, вербального или эмоционального поведения, причиняющего вред окружающим, был выявлен у 73,75% подростков. В зависимости от возраста уровень агрессии снижался: в 14 лет (21 человек) — 90,5%, в 15 лет (25 человек) — 72,0%, в 16 лет (20 человек) — 70,0%. По половому признаку уровень агрессии составил 33,8% у мальчиков и 40,0% у девочек. Стресс также оказал негативное влияние на пищевое поведение подростков: более 80% сообщили о нарушениях питания и снижении аппетита в стрессовых ситуациях.

Заключение. Эмоциональная неустойчивость подростков, множественность факторов, вызывающих психологические проблемы, а также несоответствие взаимоотношений в системе «школа–семья–подросток» психогигиеническим требованиям повышают риск поведенческих нарушений в подростковой среде.

Об авторах

З. Г. Исмаилова
Азербайджанский медицинский университет
Россия


И. И. Мустафаева
Азербайджанский медицинский университет
Россия


Н. Д. Джафарзаде
Азербайджанский медицинский университет
Россия


Рецензия

Для цитирования:


Исмаилова З.Г., Мустафаева И.И., Джафарзаде Н.Д. Психоэмоциональные особенности подростков как фактор рискованного поведения. Российский педиатрический журнал. 2025;28(4S):36-37. EDN: fwmkam

For citation:


Ismailova Z.G., Mustafayeva I.I., Jafarzade N.D. Psychoemotional characteristics of adolescents as a factor in risk behavior. Russian Pediatric Journal. 2025;28(4S):36-37. (In Russ.) EDN: fwmkam

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)