Распространённость нарушений здоровья у школьников разного возраста
EDN: hfjgzr
Аннотация
Актуальность. Состояние здоровья школьников формируется под воздействием комплекса различных факторов. При этом анализ основных показателей заболеваемости учащихся и её структуры может характеризовать значимость вклада факторов среды обитания в профиль здоровья детей. Цель: определить распространённость нарушений здоровья школьников разного возраста.
Материалы и методы. Обследовано 815 школьников в возрасте 7–17 лет 3 возрастных групп (ВГ): 1 ВГ — 225 учащихся 7–10 лет (мальчиков — 113, девочек — 112), 2 ВГ — 286 школьников 11–14 лет (мальчиков — 155, девочек — 131), 3 ВГ — 304 школьника 15–17 лет (мальчиков — 109, девочек — 195). Определение распространённости нарушений здоровья школьников и её структуры, а также установление групп здоровья проводили по данным медицинских форм № 026/у-2000.
Результаты. Анализ распределения учащихся по группам здоровья выявил закономерную тенденцию: с возрастом доля детей с хроническими заболеваниями возрастает (с 68,4 до 77,3% в 1 ВГ и 3 ВГ соответственно). Среди всех школьников 43,3% отнесены к I–II группе здоровья, 56% — к III–V. Среди здоровых учащихся девочек оказалось больше (45,2%), чем мальчиков (41,1%). Школьников с I–II группой здоровья в 3 ВГ в сравнении с 1 ВГ меньше на 6,3%: 25,3 и 31,6% соответственно (p1–3 = 0,068). Анализ структуры заболеваемости по нозологическим формам показал, что болезни глаза и его придаточного аппарата находились на 1-м ранговом месте по встречаемости среди школьников (327,71‰). Анализ по ВГ выявил значимые различия и увеличение заболеваемости с доказанной прямой связью слабой силы относительно ВГ (р < 0,001). Выявляемость нарушений этого класса между 1 ВГ и 3 ВГ увеличилась в 2,3 раза (р = 0,002). Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани занимали 2-е ранговое место и выявлялись у 256,76‰ во всех ВГ (р = 0,032). Установлено увеличение представительства детей с выявленной патологией в 1,4 раза 3 ВГ относительно учащихся 1 ВГ; со слабой прямой зависимостью от ступени образования (р < 0,001). Третье ранговое место принадлежало классу болезней нервной системы и составило 160,53‰. Отмечено увеличение распространённости болезней с возрастом школьников: процент прироста 3 ВГ относительно 1 ВГ составил 22,39‰.
Заключение. Выявленные различия в структуре распространённости нарушений здоровья учащихся разного возраста и прямые связи расстройств нервной системы, опорно-двигательного аппарата и нарушений зрительного анализатора определяются не только процессами роста детей, но непосредственно обусловлены факторами среды обитания, включающими факторы учебного процесса, влияющими на организм школьников и формирующими группу расстройств состояния здоровья, связанных с процессом обучения.
Об авторах
С. Н. КовальчукРоссия
Е. О. Максименко
Россия
Е. А. Олюшина
Россия
Н. В. Котова
Россия
Е. С. Богомолова
Россия
Рецензия
Для цитирования:
Ковальчук С.Н., Максименко Е.О., Олюшина Е.А., Котова Н.В., Богомолова Е.С. Распространённость нарушений здоровья у школьников разного возраста. Российский педиатрический журнал. 2025;28(4S):38-38. EDN: hfjgzr
For citation:
Kovalchuk S.N., Maksimenko E.O., Olyushina E.A., Kotova N.V., Bogomolova E.S. Prevalence of health disorders in schoolchildren of different ages. Russian Pediatric Journal. 2025;28(4S):38-38. (In Russ.) EDN: hfjgzr