Аннотация
Актуальность. В момент дошкольного образования дети попадают в стрессовую ситуацию из-за перехода из условий семьи в иную микросоциальную среду и из-за возможности перекрёстного инфицирования с другими детьми, оказывающего утомляющее воздействие на нервную систему и, в итоге, на образовательные способности ребёнка. Цель: определить показатели адаптации детей к дошкольному общеобразовательному учреждению. Материалы и методы. Проанализированы карты здоровья (форма № 026/у), истории развития (форма № 112/у) 72 детей. Средний возраст детей составил 3,2 ± 0,7 года. Критериями для оценки адаптации явились частота эпизодов острых респираторных инфекций (ОРИ), оценка физического развития (ФР), эмоционального состояния, сна и аппетита. Результаты. В анамнезе у 42% матерей выявлены признаки фетоплацентарной недостаточности, у 21% - угроза прерывания беременности, у 25% - острые респираторные заболевания в первой половине беременности, у 46% - анемия I-II степени. Все дети родились доношенными, признаки морфофункциональной незрелости были у 8%. Среднее гармоничное ФР имели 92% детей, у 8% детей ФР было дисгармоничным за счёт дефицита массы тела. Анализ характера и вида вскармливания показал, что 46% детей вскармливались грудью до года, 29% - до 6 мес. В анамнезе у 50% детей было перинатальное поражение ЦНС, гипотрофия диагностирована у 17%, дисбиоз кишечника - у 12,5%, аденоидные вегетации - у 12,5%, анемия - 8%. При анализе течения адаптации у 17% детей зарегистрирован 1 эпизод ОРИ, у 33% - 2, у 42% - 3 и более, у 7 из них ОРИ протекала с развитием обструктивного бронхита. У 9 детей в нервно-психической сфере не выявлено патологических изменений, расстройства эмоционального состояния и поведения отмечались у 42% детей. Эмоциональное состояние, биосоциальная активность нормализовались в течение 15-20 дней. Снижение массы тела выше допустимых норм было у 6 детей. Заключение. На период адаптации у дошкольников значимо влияют неблагоприятные медико-биологические и социальные факторы. У 42% детей микросоциальная адаптированность соответствовала средней степени тяжести. Дезадаптация лёгкой степени регистрировалась у 1/3 детей.