Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Организация здоровьесберегающего пространства при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-1-39-45

EDN: mjlmgu

Аннотация

Проведено мониторинговое обследование отдельных образовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам (АООП), в 8 федеральных округах России.

Цель работы — анализ состояния здоровья обучающихся по АООП и условий здоровьесбережения в образовательной организации.

Материалы и методы. В качестве факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья детей в процессе обучения, были выбраны медицинские, гигиенические, психолого-педагогические и здоровьесберегающие мероприятия. Проводились анкетирование педагогического персонала и родителей, качественный и количественный анализ полученных данных.

Результаты. В образовательных организациях независимо от формы реализации (в специальном или инклюзивном образовании) в обучение включены разные категории обучающихся, т.е. образование осуществляется по нескольким вариантам АООП, что обусловлено сокращением числа детей одной категории и увеличением — другой. Обучение детей разных психолого-педагогических категорий в одной образовательной организации требует учёта особых образовательных потребностей каждого обучающегося. Установлено, что пространственная среда, содействующая здоровьесбережению обучающихся, создана в большинстве школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, реже в школах для детей с нарушениями слуха и зрения. Учебные помещения и специальное техническое оснащение образовательного процесса не во всех образовательных организациях соответствовали особым образовательным потребностям детей. Наукоёмкие здоровьесберегающие технологии используются только для коррекции осанки и профилактики зрительного переутомления. Значимыми пробелами школ являются недостаточность учебно-методического оснащения, материально-техническое состояние, объём и организация медицинской помощи обучающимся. Существующие законодательные, нормативные правовые документы не в полной мере регламентируют организацию здоровьесберегающих мероприятий и технологий для обучающихся с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов, а также процесс здоровьесбережения в системе образования, что отрицательно влияет на состояние их здоровья.

Заключение. Выявленные проблемы деятельности образовательных организаций, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями и дети-инвалиды, по созданию здоровьесберегающей среды должны быть учтены при дополнении и совершенствовании содержания законодательных актов.

Участие авторов:
Лазуренко С.Б., Фисенко А.П. — концепция и дизайн исследования;
Конова С.Р., Терлецкая Р.Н., Соловьева Т.А. — сбор и обработка материала;
Терлецкая Р.Н., Нурлыгаянов И.Н. — статистическая обработка;
Конова С.Р., Терлецкая Р.Н., Лазуренко С.Б. — написание текста;
Лазуренко С.Б. — редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. 

Поступила 08.12.2022
Принята к печати 17.01.2023
Опубликована 28.02.2023

Об авторах

Светлана Борисовна Лазуренко
ФГБУ «Российская академия образования»; ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Доктор пед. наук, проф. РАО, член-корр. РАО, руководитель Центра психолого-педагогической помощи в педиатрии, зав. отделением специальной психологии и коррекционного обучения, гл. науч. сотр. ФГБНУ ИКП РАО.

e-mail: lazurenko@nczd.ru



Светлана Романовна Конова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Доктор мед. наук, гл. науч. сотр. научно-методического отделения планирования и развития ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.

e-mail: skonova@nczd.ru



Андрей Петрович Фисенко
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Доктор мед. наук, проф., директор  ФГАУ «НМИЦ  здоровья детей» Минздрава России.

e-mail: director@nczd.ru



Римма Николаевна Терлецкая
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Доктор мед. наук, проф., гл. науч. сотр. лаб. социальной педиатрии и качества жизни ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.

e-mail: rterletskaya@mail.ru 



Татьяна Александровна Соловьева
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
Россия

Доктор пед. наук, директор, ФГБНУ ИКП РАО.

e-mail: solovyova@ikp.email



Ильшат Назифович Нурлыгаянов
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
Россия

Канд. психол. наук, ст. науч. сотр., ФГБНУ ИКП РАО.

e-mail: nilshat.ufa@gmail.com



Список литературы

1. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. World Conference on Special Needs Education: Access and Quality. Salamanca, Spain; 1994. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000110753/

2. Сычёва Н.В., Ефремова И.Ю. Образование и социальная реабилитация детей-инвалидов в Российской Федерации. В кн.: «Фундаментальная наука и технологии – перспективные разработки». Материалы XX международной научно-практической конференции. LuluPress, Inc.; 2019: 86–9.

3. Мазина Н.Е. Инклюзивное образование как фактор повышения адаптационного потенциала детей-инвалидов. В кн.: «Профессиональное саморазвитие личности в системе высшего профессионального образования». Сборник научных трудов. Донецк; 2020: 229–33.

4. Гуськова Е.А. Условия успешной интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду. Начальная школа. 2019; (6): 18–22.

5. Склярова Т.В., Зайцев Д.В., Зайцева О.В. Инклюзия детей-инвалидов в общество: анализ с позиций критической социологии. Alma mater (Вестник высшей школы). 2019; (12): 22–6. https://doi.org/10.20339/AM.12-19.022

6. Корнева А.Н., Редькина Д.А. Инклюзивное образование детей-инвалидов. В кн.: «Инновационные подходы в современной науке». Сборник статей по материалам LXV международной научно-практической конференции. М.: Интернаука; 2020: 75–81.

7. Воронцова Е.В., Воронцов А.Л. Право детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на образование: проблемы обеспечения инклюзивного образования в Российской Федерации. В кн.: «Актуальные вопросы обеспечения прав людей с инвалидностью». Сборник материалов международной научно-практической конференции. Гомель; 2019: 150–2.

8. Новикова В.В. Социально-правовые аспекты реализации права детей-инвалидов на образование. В кн.: «Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности». Материалы VII Международной научно-практической конференции посвящённой видному учёному-педагогу, профессору В.И. Куфаеву. Коломна; 2019: 70–5.

9. Зарубина А.В., Цыбикова С.Г. Реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в общеобразовательной школе (проблемные аспекты). В кн.: «Сопровождение социализации детей с особыми образовательными потребностями: теория и практика». Сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск; 2020: 44–9.

10. Соломина Ж.Н. Право на образование детей-инвалидов в России. В кн.: «Молодежь в науке: Новые аргументы». Сборник научных работ V Международной молодежной конференции. Липецк; 2020: 117–9.

11. Лазуренко С.Б., Соловьева Т.А., Терлецкая Р.Н., Конова С.Р. Проблемы здоровьесбережения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Российской Федерации. Интеграция образования. 2021; (1): 127–143. https://doi.org/10.15507/1991-9468.102.025.202101.127-143

12. Клочко Е.Ю. Предложения по реализации комплексного межведомственного подхода в совершенствовании механизмов организации образования детей с ОВЗ и инвалидностью. Аутизм и нарушения развития. 2018; 10(1): 3–12. https://doi.org/10.17759/autdd.2018160101

13. Терлецкая Р.Н., Винярская И.В., Антонова Е.В., Фисенко А.П., Черников В.В., Алексеева Е.И. и др. Положение детей-инвалидов в условиях современных правовых и медико-социальных процессов в России. Педиатрия им. Г.Н. Сперанского. 2021; (4): 198–207. https://doi.org/10.24110/0031-403X-2021-100-4-198-207

14. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации. М.; 2012.

15. Гончарова Г.А., Лазуренко С.Б., Голубчикова А.В. Образовательная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в современной школе. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2021; (200): 7–17. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2021-200-7-17

16. Гончарова Г.А., Лазуренко С.Б., Дробышева М.М. Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022; 30(4): 673–8. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-4-673-678


Рецензия

Для цитирования:


Лазуренко С.Б., Конова С.Р., Фисенко А.П., Терлецкая Р.Н., Соловьева Т.А., Нурлыгаянов И.Н. Организация здоровьесберегающего пространства при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Российский педиатрический журнал. 2023;26(1):39-45. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-1-39-45. EDN: mjlmgu

For citation:


Lazurenko S.B., Konova S.R., Fisenko A.P., Terletskaya R.N., Solovyova T.A., Nurlygayanov I.N. Management of a health-saving space for education of children with disabilities and handicapped children. Russian Pediatric Journal. 2023;26(1):39-45. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-1-39-45. EDN: mjlmgu

Просмотров: 222


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)