Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Тревожность и функциональная готовность к учебной деятельности у первоклассников

https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-1-54-60

EDN: fwqvdd

Аннотация

Введение. Готовность ребёнка к обучению в школе обеспечивает возможность в полном объёме отвечать требованиям систематического обучения и включает интеллектуальный, эмоциональный и социальный аспекты. При этом эмоциональное состояние ребёнка и уровень тревожности являются важными факторами, отражающим адекватность школьной адаптации в этот период. 

Цель работы — определить уровни тревожности и функциональной готовности к учебной деятельности у первоклассников. 

Материалы и методы. Проведены анкетирование и тестирование 61 ребёнка в возрасте 7–8 лет: 31 (50,8%) мальчика и 30 (49,2%) девочек. Дети обучались в различных классах: 2 класса с раздельной формой обучения (только 19 мальчиков и только 20 девочек) и класс совместного обучения (22 ребёнка). Анализ тревожности проводили по методике «Шкалы социально-ситуативной тревоги» О. Кондаша (1973) в адаптации В.В. Катуновой (2020). Функциональную готовность к школе определяли с использованием теста школьной зрелости Керна–Ирасека. 

Результаты. При анализе школьной и самооценочной тревожности отмечено значимое преобладание чрезмерного спокойствия у 62,3% (95% ДИ 50,1–74,5%) и 65,6% (95% ДИ 53,7–77,5%) детей соответственно. При определении школьной тревож­ности установлено существенное превалирование показателей нормальной тревожности у девочек при раздельной форме обучения — 55% (95% ДИ 33,2–76,8) в сравнении с детьми при совместной форме обучения — 13,6% (95% ДИ –0,7–28,0). Анализ агрессивности детей показал превалирование при раздельной форме обучения низкого уровня агрессивности среди девочек (35% (95% ДИ 14,1–55,9)), а высокого уровня — среди мальчиков (68,4% (95% ДИ 47,5–89,3)) в сравнении с детьми при совместной форме обучения (4,5% (95% ДИ –4,2–13,2) и 27,3% (95% ДИ 8,7–45,9) соответственно). Выявлены риски высокой межличностной тревожности и высокого уровня агрессивности у мальчиков при раздельной форме обучения. 

Заключение. Установленные закономерности позволяют выделить среди детей группу риска по формированию школьной дезадаптации и неадекватного реагирования на учебные нагрузки.

Участие авторов:
Чекалова С.А., Храмцов П.И. — концепция и дизайн исследования;
Березина Н.О., Карпович Е.И., Маринина А.О., Катунова В.В. — сбор и обработка материала;
Чекалова С.А., Курганский А.М. — статистическая обработка материала;
Чекалова С.А., Храмцов П.И., Антонова Е.В. — написание текста;
Чекалова С.А., Храмцов П.И., Антонова Е.В. — редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. 

Поступила 20.12.2022
Принята к печати 17.01.2023
Опубликована 28.02.2023

Об авторах

Светлана Александровна Чекалова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Доктор мед. наук, зам. руководителя «НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков» по научной работе ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.

e-mail: chekalovasa@yandex.ru



Пётр Иванович Храмцов
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Доктор мед. наук, проф., руководитель «НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков» по научной работе ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.

e-mail: pikhramtsov@gmail.com



Елена Вадимовна Антонова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Доктор мед. наук, зам. директора ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России по научной работе.

e-mail: antonova@nczd.ru



Надежда Олеговна Березина
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Канд. мед. наук, вед. науч. сотр. лаб. комплексных проблем гигиены детей и подростков «НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков» ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.

e-mail: nadberezina@mail.ru



Екатерина Ильинична Карпович
ГБУЗ НО «Нижегородская областная детская клиническая больница»; ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России
Россия

Доктор мед. наук, зав. отд-нием нейрофизиологии ГБУЗ НО «Нижегородская областная детская клиническая больница», доцент каф. неврологии, психиатрии и наркологии ФДПО ФГБОУ ВО ПИМУ Минздрава России.

e-mail: paradis5@yandex.ru



Анастасия Олеговна Маринина
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России
Россия

Студент 5-го курса педиатрического факультета ФГБОУ ВО ПИМУ Мин­здрава России.

e-mail: marinina.anast@yandex.ru



Александр Михайлович Курганский
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Канд. мед. наук, вед. науч. сотр. лаб. комплексных проблем гигиенической оценки и экспертизы «НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков» ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.

e-mail: kurgansk@yandex.ru



Валерия Валерьевна Катунова
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России
Россия

Канд. биол. наук, доцент, каф. общей и клинической психологии ФГБОУ ВО ПИМУ Минздрава России.

e-mail: katunova@mail.ru



Список литературы

1. Емузова Н.Г., Кравцова Ф.Х. Мониторинг готовности учащихся первых классов к школе (на примере школ Кабардино-Балкарской Республики). Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012; 12(4): 47.

2. Рыскулова М.М. Исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе. Вестник Бурятского государственного университета. 2014; (5): 65–8.

3. Williams P.G., Lerner M.A., Sells J., Alderman S.L., Hashikawa A., Mendelsohn A., et al. School readiness. Pediatrics. 2019; 144(2): e20191766. https://doi.org/10.1542/peds.2019-1766

4. Селиверстов И.А., Перевощикова Н.К., Крекова Н.П., Дракина С.А., Черных Н.С. Нервно-психические и социальные аспекты готовности к процессу школьного обучения детей подготовительной группы ДОУ. Мать и дитя в Кузбассе. 2022; (1): 66–74. https://doi.org/10.24412/2686-7338-2022-1-66-74

5. Батракова Л.В., Нефёдов П.В. О готовности воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений сельской местности Краснодарского края к систематическому обучению в школе. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2020; (2): 12–5. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-323-2-12-15

6. Акшенцева Ю.О. Психологическая диагностика школьной зрелости детей (на материале методики И. Ирасека). Проблемы современного образования. 2011; (1): 94–7.

7. Лозинский А.С., Булычева Е.В. Особенности биологической адаптации первоклассников с различным уровнем готовности к обучению в школе. Вестник Оренбургского государственного университета. 2011; (16): 303–4.

8. Thomson K.C., Guhn M., Richardson C.G., Ark T.K., Shoveller J. Profiles of children’s social-emotional health at school entry and associated income, gender and language inequalities: a cross-sectional population-based study in British Columbia, Canada. BMJ Open. 2017; 7(7): e015353. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2016-015353

9. Костина Л.М., Писаренко И.А. Индивидуальные характеристики психологической безопасности учащихся первых классов в период адаптации к школе. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2016; 5(4): 346–50. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2016-5-4-346-350

10. Ширванова Ф.В., Каримова Д.Н. Особенности проявления школьной тревожности. Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2019; (1): 74–9.

11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер; 2001.

12. Гуров В.А. Тревожность и здоровье младших школьников. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009; (4): 56–9.

13. Grover R.L., Ginsburg G.S., Ialongo N. Psychosocial outcomes of anxious first graders: a seven-year follow-up. Depress. Anxiety. 2007; 24(6): 410–20. https://doi.org/10.1002/da.20241

14. White A.S., Sirota K.M., Frohn S.R., Swenson S.E., Rudasill K.M. Temperamental constellations and school readiness: A MultiVariate approach. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2020; 18(1): 55. http://doi.org/10.3390/ijerph18010055

15. de Lijster J.M., van den Dries M.A., van der Ende J., Utens E.M., Jaddoe V.W., Dieleman G.C., et al. Developmental trajectories of anxiety and depression symptoms from early to middle childhood: a population-based cohort study in the Netherlands. J. Abnorm. Child Psychol. 2019; 47(11): 1785–98. https://doi.org/10.1007/s10802-019-00550-5

16. Катунова В.В. Диагностика уровня тревожности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Медработник дошкольного образовательного учреждения. 2020; (1): 12–27.

17. Дерманова И.Б., ред. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.: Речь; 2002.

18. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. СПб.: Речь; 2005.


Рецензия

Для цитирования:


Чекалова С.А., Храмцов П.И., Антонова Е.В., Березина Н.О., Карпович Е.И., Маринина А.О., Курганский А.М., Катунова В.В. Тревожность и функциональная готовность к учебной деятельности у первоклассников. Российский педиатрический журнал. 2023;26(1):54-60. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-1-54-60. EDN: fwqvdd

For citation:


Chekalova S.A., Khramtsov P.I., Antonova E.V., Berezina N.O., Karpovich E.I., Marinina A.O., Kurgansky A.M., Katunova V.V. Anxiety and functional readiness for learning activities in first-graders. Russian Pediatric Journal. 2023;26(1):54-60. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-1-54-60. EDN: fwqvdd

Просмотров: 170


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)