Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Медико-социальные последствия COVID-19 у российских детей: результаты опроса родителей

https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-4-275-283

EDN: dthhzy

Аннотация

Цель: определить медико-социальные последствия COVID-19 у российских детей для обоснования организационных принципов комплексной реабилитации больных, перенёсших коронавирусную инфекцию.

Материалы и методы. В 2020–2022 гг. проведён опрос законных представителей несовершеннолетних. В работу включено 11 025 детей в возрасте от 1 года до 17 лет. Дизайн: одноцентровое, нерандомизированное, неконтролируемое исследование.

Результаты. Среди хронической патологии у обследованных детей всех возрастных групп первые места занимали болезни органов дыхания (аллергический ринит и бронхиальная астма), эндокринной системы (сахарный диабет, избыточный вес и ожирение), кожи и подкожной клетчатки (атопический дерматит). У большинства детей при COVID-19 отмечались повышение температуры тела выше 38°С, насморк, боль в горле, головная боль и кашель. По мнению большинства родителей, у их детей после перенесённой COVID-19 полное восстановление здоровья происходило через 1–2 нед или через 6 мес и более. При этом показатели функционирования детей оставались без изменений. Отрицательная динамика отмечалась со стороны таких признаков, как аппетит, физическая активность и работоспособность. Самыми распространёнными специфическими последствиями перенесённой инфекции были нарушения функций лёгких, астенический синдром и снижение психического функционирования.

Заключение. Выявленные последствия перенесённой COVID-19 определяют необходимость организации комплексной реабилитации детей. Наряду с медицинскими восстановительными мероприятиями программа реабилитации должна включать психолого-педагогическую помощь для оптимизации режима психофизической нагрузки и реализации релаксационных занятий, направленных на стабилизацию эмоционального состояния, повышение динамических характеристик высших психических функций.

Участие авторов:
Фисенко А.П., Лазуренко С.Б., Тимофеева А.Г. — концепция и дизайн исследования;
Свиридова Т.В., Макарова С.Г. — сбор и обработка материала;
Терлецкая Р.Н., Свиридова Т.В. — статистическая обработка;
Лазуренко С.Б., Терлецкая Р.Н. — написание текста;
Лазуренко С.Б., Макарова С.Г., Тимофеева А.Г. — редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Финансирование. Исследование выполнено в рамках Государственного задания ФГБУ «Российская академия образования» № 075-00693-23-00 от 27.12.2022.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила 14.06.2023
Принята к печати 20.06.2023
Опубликована 31.08.2023

Об авторах

Андрей Петрович Фисенко
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Доктор мед. наук, проф., заслуженный врач РФ, директор ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.

e-mail: director@nczd.ru



Светлана Борисовна Лазуренко
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России; ФГБУ «Российская академия образования»
Россия

Доктор пед. наук, проф. РАО, член-корр. РАО, начальник Центра психолого-педагогической помощи в педиатрии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, начальник центра развития инклюзивного образования ФГБУ «Российская академия образования».

e-mail: lazurenko@nczd.ru



Римма Николаевна Терлецкая
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Доктор мед. наук, проф., заслуженный врач РФ, гл. науч. сотр., лаб. социальной педиатрии и качества жизни ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.

e-mail: rterletskaya@mail.ru



Татьяна Васильевна Свиридова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Канд. психол. наук, зав. лаб. специальной психологии и коррекционного обучения ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.

e-mail: teenspsy@yandex.ru



Анна Георгиевна Тимофеева
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Канд. мед. наук, ученый секретарь ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.



Светлана Геннадиевна Макарова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Доктор мед. наук, руководитель Центра профилактической педиатрии, заместитель директора ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России по научной работе.

e-mail: sm27@yandex.ru



Список литературы

1. Vasichkina E., Alekseeva D., Kudryavtsev I., Glushkova A., Starshinova A.Y., Malkova A., et al. COVID-19 heart lesions in children: clinical, diagnostic and immunological changes. Int. J. Mol. Sci. 2023; 24(2): 1147. https://doi.org/10.3390/ijms24021147

2. Fainardi V., Meoli A., Chiopris G., Motta M., Skenderaj K., Grandinetti R., et al. Long COVID in children and adolescents. Life (Basel). 2022; 12(2): 285. https://doi.org/10.3390/life12020285

3. LaRovere K.L., Riggs B.J., Poussaint T.Y., Young C.C., Newhams M.M., Maamari M., et al. Neurologic involvement in children and adolescents hospitalized in the United States for COVID-19 or multisystem inflammatory syndrome. JAMA Neurol. 2021; 78(5): 536–47. https://doi.org/10.1001/jamaneurol.2021.0504

4. Brooks S.K., Webster R.K., Smith L.E., Woodland L., Wessely S., Greenberg N., et al. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence. Lancet. 2020; 395(10227): 912–20. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(20)30460-8

5. Jiao W.Y., Wang L.N., Liu J., Fang S.F., Jiao F.Y., Pettoello-Mantovani M., et al. Behavioral and emotional disorders in children during the COVID-19 epidemic. J. Pediatr. 2020; 221: 264–6.e1. https://doi.org/10.1016/j.jpeds.2020.03.013

6. Lehmann S., Skogen J.C., Sandal G.M., Haug E., Bjørknes R. Emerging mental health problems during the COVID-19 pandemic among presumably resilient youth -a 9-month follow-up. BMC Psychiatry. 2022; 22(1): 67. https://doi.org/10.1186/s12888-021-03650-z

7. Schober M.E., Robertson C.L., Wainwright M.S., Roa J.D., Fink E.L. COVID-19 and the pediatric nervous system: global collaboration to meet a global need. Neurocrit Care. 2021; 35(2): 283–90. https://doi.org/10.1007/s12028-021-01269-2

8. Lindan C.E., Mankad K., Ram D., Kociolek L.K., Silvera V.M., Boddaert N., et al. Neuroimaging manifestations in children with SARS-CoV-2 infection: a multinational, multicentre collaborative study. Lancet Child Adolesc. Health. 2021; 5(3): 167–77. https://doi.org/10.1016/S2352-4642(20)30362-X

9. Principi N., Esposito S. Are we sure that the neurological impact of COVID-19 in childhood has not been underestimated? Ital. J. Pediatr. 2021; 47(1): 191. https://doi.org/10.1186/s13052-021-01144-y

10. Шматова Ю.Е. Психическое здоровье населения в период пандемии COVID-19: тенденции, последствия, факторы и группы риска. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021; 14(2): 201–24. https://doi.org/10.15838/esc.2021.2.74.13 https://elibrary.ru/wiuanh

11. Chawla N., Tom A., Sen M.S., Sagar R. Psychological impact of COVID-19 on children and adolescents: a systematic review. Indian J. Psychol. Med. 2021; 43(4): 294–9. https://doi.org/10.1177/02537176211021789

12. Danese A., Smith P., Chitsabesan P., Dubicka B. Child and adolescent mental health amidst emergencies and disasters. Br. J. Psychiatry. 2020; 216(3): 159–62. https://doi.org/10.1192/bjp.2019.244

13. Лазуренко С.Б., Венгер А.Л., Свиридова Т.В. Основы психолого-педагогической помощи детям и родителям в «красной зоне» инфекционного стационара. В кн.: Фисенко А.П., ред. Инфекция SARS-CoV-2 у детей (опыт ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России). М.; 2022: 161–78.

14. Paniotto V.I., Maksimenko V.S. Statistical Analysis of Sociological Data. Kiev: KM Academy; 2004.

15. Ahmed G.K., Elbeh K., Gomaa H.M., Soliman S.A. Does COVID-19 infection have an impact on children’s psychological problems? Middle East Curr. Psychiatry. 2021; 28(1): 77. https://doi.org/10.1186/s43045-021-00155-z

16. News-Medical.Net. Lightfoot C. Neuropsychiatric symptoms in children and adolescents with long COVID; 2021. Available at: https://www.news-medical.net/news/20210908/Neuropsychiatric-symptoms-in-children-and-adolescents-with-long-COVID.aspx

17. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста (Избранные главы). М.: Медицина; 1974.


Рецензия

Для цитирования:


Фисенко А.П., Лазуренко С.Б., Терлецкая Р.Н., Свиридова Т.В., Тимофеева А.Г., Макарова С.Г. Медико-социальные последствия COVID-19 у российских детей: результаты опроса родителей. Российский педиатрический журнал. 2023;26(4):275-283. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-4-275-283. EDN: dthhzy

For citation:


Fisenko A.P., Lazurenko S.B., Terletskaya R.N., Sviridova T.V., Timofeeva A.G., Makarova S.G. Medical and social consequences of COVID-19 for Russian children: results of a survey of parents. Russian Pediatric Journal. 2023;26(4):275-283. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-4-275-283. EDN: dthhzy

Просмотров: 137


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)