Diagnostics of children’s readiness for schooling
EDN: pwymcx
Abstract
Актуальность. Подготовка ребёнка к поступлению в 1-й класс является значимым испытанием его способности к адаптации. Нарушения нервно-психического здоровья, своевременно не выявленные и не скорректированные на этапе дошкольного периода, вызывают у детей серьёзные затруднения адаптации к школе. Цель: определить психическое здоровье дошкольников и школьную зрелость детей, поступающих в 1-й класс.
Материалы и методы. Обследованы 1159 детей в возрасте 6 лет с оценкой их школьной зрелости и прогнозом адаптации к систематическому учебному процессу. Методика определения готовности детей к обучению в школе представляет собой комплекс, состоящий из анкеты и 5 тестов для детей. Максимальная оценка составляет 25 баллов. При оценке 14–25 баллов ребёнок считается готовым к обучению, 13–14 баллов — условно готов, 13 баллов и менее — не готов к обучению.
Результаты. Анализ данных нервно-психического развития дошкольников показал, что эмоционально-вегетативное состояние в норме у 81% детей, отклонение — у 19%; психомоторная сфера и поведение в норме у 85%, отклонение — у 15%; интеллект в норме у 91%, отклонение — у 9%. Незначительные нарушения поведения выявлены у 10% детей, синдром дефицита внимания и гиперреактивности — у 3%. По данным теста Керна–Йерасека установлено, что «зрелые дети» составляют 70%, «зреющие с благоприятным прогнозом» — 23%, «зреющие с неблагоприятным прогнозом» — 4%, незрелые — 3%. Дефекты звукопроизношения имелись у 22% дошкольников, низкий показатель фонематического слуха — у 5%. Благоприятный прогноз адаптации к школе определён у 76% дошкольников, условно благоприятный — у 22%, неблагоприятный — у 2%. Анализ полученных данных позволил выделить детей из группы риска, у которых, как правило, возникают сложности на начальных этапах в обучении и адаптации к школе. Эти дети нуждаются в особом внимании учителя, особенно в период адаптации к школе.
Заключение. По данным психофизиологического обследования 98% детей, поступающих в 1‑й класс, были готовы к школьному обучению. Группа детей, условно готовых к обучению, требует дополнительных занятий по тем навыкам, которые они выполнили некачественно.
About the Authors
V. M. GanuzinRussian Federation
E. A. Mavrenkova
Russian Federation
Review
For citations:
Ganuzin V.M., Mavrenkova E.A. Diagnostics of children’s readiness for schooling. Russian Pediatric Journal. 2024;27(3S):13-13. (In Russ.) EDN: pwymcx