Аннотация
Актуальность. В современных условиях телемедицина - это использование компьютерных и телекоммуникационных технологий для обмена медицинской информацией. С учётом востребованности телемедицинского консультирования (ТМК), закономерно растёт вовлечённость и занятость специалистов, оказывающих данный вид помощи детям. В то же время недостаточно данных, освещающих особенности проведения ТМК в различных регионах нашей страны. Целью работы явился анализ данных непосредственных участников ТМК для оптимизации эффективности этого вида консультативной помощи детям. Материалы и методы. Для проведения работы нами была разработана специальная анкета, включавшая 26 вопросов, и проведено онлайн-анкетирование 54 сотрудников федерального педиатрического центра, непосредственно участвовавших в проведении телемедицинских консультаций. Результаты. Установлено, что 39 консультантов были педиатрами, а 16 сотрудников - детскими хирургами. Учёную степень доктора медицинских наук имели 9 сотрудников, кандидата медицинских наук - 17 консультантов. Подавляющее большинство участников ТМК занимали врачебные должности (n = 44), остальные были научными сотрудниками. Стаж медицинской деятельности консультантов 20 и более лет определён у 18 анкетируемых, стаж от 10 до 20 лет - у 15 врачей, менее 10 лет - у 21 сотрудника. По данным опроса была выявлена недостаточная осведомлённость врачей о нормативных документах, регламентирующих оказание ТМК. Отмечалась высокая занятость специалистов, связанная с проведением консультаций: более половины опрошенных ежедневно (n = 12) или не реже 1 раза в неделю (n = 19) оказывали консультативную помощь, при этом 27 человек тратили от 1 до 2 ч в день, а 8 - от 2 до 3 ч в день. Около половины консультантов отметили неудовлетворённость взаимодействием через корпоративную почту, из них 6 были не удовлетворены, а 16 сотрудников частично удовлетворены. Более трети респондентов считали, что участие в ТМК положительно влияет на их повседневную работу в отделении, в то же время пятая часть опрошенных сочла это влияние отрицательным. Большинство консультантов отметило низкое качество медицинской документации, представляемой регионом на рассмотрение специалистов (13 консультантов не удовлетворены, 40 - частично удовлетворены). Некоторые респонденты отмечали факты получения запросов на ТМК через неофициальные каналы связи, что потребовало от них соответствующей рекомендации обратиться официальным путём. Почти половина консультантов (n = 25) оказалась не согласна с выбором типа запроса ТМК регионом (экстренный, неотложный, плановый), при этом большинство специалистов указало на необходимость увеличения времени, предоставляемого для ответа на все типы заявок, кроме плановых. Большинство консультантов были полностью или частично удовлетворены качеством связи при проведении ТМК, однако отметили низкое качество звука значимым недостатком (n = 12). Одним из значимых вопросов текущего ТМК также явилась невозможность региона выполнить рекомендуемые дополнительные обследования консультируемых больных (n = 26). Заключение. Проведённый анализ показал, что самым действенным методом общения являются видеоконференции. При этом врач видит пациента и его медицинские документы, оценивает его состояние, может опираться на свои наблюдения и данные анализов, общаться с коллегой. Телеконсультации по видеосвязи обеспечивают оптимизацию осмотра детей разного возраста и данных имеющихся анализов, экономию времени и денег, исключают угрозы распространения болезней и представляют возможности неоднократного общения для контроля диагностики и лечения при хронических формах патологии у детей.