Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Роль музыки в формировании речи. Интеграция информации о собственном теле через позы моторного онтогенеза

EDN: lespnm

Аннотация

Актуальность. Задержка развития речи имеет тесную связь с задержкой двигательного и психического развития. Организация движений предполагает стадийность процесса, в котором обязательным звеном является познание границ собственного тела. Музыка активирует основные анализаторы восприятия информации. Звук имеет ассоциативный ряд, закрепляющий за собой определённые события и действия. Музыкальный звук способен вызвать вербальную реакцию, которая станет началом речевого высказывания. Движение активизирует мозг через тело, превращая тело в институт познания, начиная с младенческого возраста и на протяжении всей жизни. Объединение музыки с позициями моторного онтогенеза формирует фундамент речевого развития и вербального взаи­модействия. Цель: определить влияние музыки через позы моторного онтогенеза на речевое развитие ребёнка.

Материалы и методы. В работе участвовали 12 детей в возрасте 1 года. В речи испытуемых было не более 3 слов. Все дети наблюдались у педиатра и невролога, у 8 детей в диагнозе обозначена «задержка психомоторного развития», у 4 — «мышечная дистония». Все дети прошли курс, состоящий из 10 музыкальных занятий, по программе, включавшей:
1. Использование композиций на развитие коммуникации, пространства и самоконтроля, формирования соматогнозиса.
2. Использование музыкального материала в сочетании с позами моторного онтогенеза.
3. Работа с органами артикуляционного аппарата через развитие чувствительности с помощью музыки.
4. Включение речевых упражнений через активацию функции рук.
5. Завершение с помощью ритуальных композиций, направленных на развитие дыхания.

Занятия проводились в течение 2–4 нед с обучением родителей и с выполнением обязательного домашнего задания, включавшего 2–3 упражнения из основной программы.

Результаты. Десять из 12 детей расширили свой лексикон на 8 слов, 2 ребёнка — на 5 слов. Все дети стали использовать речевую коммуникацию.

Заключение. Применение музыки в сочетании с позами моторного онтогенеза создаёт оптимальные условия для активации речевых зон мозга и позволяет сформировать первичные речевые навыки за минимальные сроки.

Об авторах

Г. С. Лупандина-Болотова
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России
Россия


Ю. А. Робилко
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России
Россия


Рецензия

Для цитирования:


Лупандина-Болотова Г.С., Робилко Ю.А. Роль музыки в формировании речи. Интеграция информации о собственном теле через позы моторного онтогенеза. Российский педиатрический журнал. 2024;27(3S):25-25. EDN: lespnm

For citation:


Lupandina-Bolotova G.S., Robilko Yu.A. The role of music in the formation of speech. Integration of information about one’s own body through the poses of motor ontogenesis. Russian Pediatric Journal. 2024;27(3S):25-25. (In Russ.) EDN: lespnm

Просмотров: 93


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)