Пластическое закрытие перфорации перегородки носа у детей
EDN: dfiyac
Аннотация
Актуальность. Перфорация перегородки носа (ППН) у детей является одной из сложных задач практической ринологии, причём у детей эта проблема ещё более актуальна, чем у взрослых, поскольку, помимо жалоб на образование корок в полости носа, свист при дыхании носом, она может отрицательно влиять на рост наружного носа. Цель: определить пути повышения эффективности хирургического лечения ППН у детей.
Материалы и методы. Обследовано и прооперировано 100 детей с ППН, средний возраст больных составил 15 лет 4 мес. В зависимости от методов пластического закрытия ППН больные были распределены на 3 группы: группа Iа — 46 детей с ППН, у которых для закрытия дефекта ПН использовали технику отворота краев (ТОК) с мукоперихондиальным лоскутом на ветвях передней решетчатой артерии (МЛПРА), группа Iб — 32 пациента с ППН, у которых для закрытия ППН использовали ТОК с мукоперихондриальным лоскутом на задней носовой артерии (МЛЗНА). Между группами Iа и Iб проведен сравнительный анализ эффективности использованных техник. Группа Iс — 22 ребёнка с ППН, у которых для закрытия дефекта использовали редкие альтернативные техники: свободный лоскут на височной фасции у 1 больного, мукоперихондриальный лоскут на двух питающих ножках (МЛДПН) — у 6, сочетание МЛДПН с лоскутом на внутренней поверхности щеки — у 5, МЛПРА — у 1, возвратный транссептальный лоскут — у 7, техника перекрестных лоскутов — у 2.
Результаты. МЛПРА с ТОК и МЛЗНА с ТОК показали хорошие результаты в плане эффективности закрытия ППН в детском возрасте, качество жизни детей в послеоперационном периоде улучшилось. Однако при проведении сравнительного анализа мы отметили 100% эффективность лоскута на МЛЗНА по сравнению с лоскутом на ветвях передней решетчатой артерии (73,9%). Мы считаем, что эффективность лоскута на МЛЗНА связана с более надёжным кровоснабжением. Формируя данный лоскут, мы получаем кровоснабжение со стороны бассейна наружной сонной артерии и сохраняем кровоснабжение со стороны внутренней сонной артерии. Применение этой техники сопровождается существенным повышением качества жизни пациентов: через 6–12 мес после операции показатель шкалы NOSE уменьшился в 3,5 раза, показатель шкалы SNOT-25 — в 5 раз относительно исходного уровня (p < 0,001). Использованные в работе альтернативные техники пластического закрытия ППН существенно улучшили качество жизни больных (p < 0,001), но в отношении эффективности хирургического закрытия перфорации показали более низкий результат (66,6%).
Выводы. Разработанная техника перемещения МЛЗНА в сочетании с ТОК является клинически эффективным методом лечения ППН у детей. Предложенный лоскут имеет надёжное кровоснабжение из системы наружной и внутренней сонных артерий. Разработанный способ — лоскут на МЛЗНА имеет более высокую эффективность по сравнению с общепринятым лоскутом на МЛПРА как в отношении оценки качества жизни по шкале SNOT-25 (р < 0,001), так и в полном анатомическом закрытии ППН — 100% против 73,9% (p = 0,002).
Об авторах
О. А. СпиранскаяРоссия
У. С. Малявина
Россия
Ю. Ю. Русецкий
Россия
Рецензия
Для цитирования:
Спиранская О.А., Малявина У.С., Русецкий Ю.Ю. Пластическое закрытие перфорации перегородки носа у детей. Российский педиатрический журнал. 2024;27(3S):60-61. EDN: dfiyac
For citation:
Spiranskaya O.A., Malyavina U.S., Rusetskiy Yu.Yu. Plastic closure of nasal septum perforation in children. Russian Pediatric Journal. 2024;27(3S):60-61. (In Russ.) EDN: dfiyac