Анализ интернет-зависимого поведения современных сельских школьников
EDN: xklajy
Аннотация
Актуальность. Интернет-зависимое поведение (ИЗП) превратилось в «эпидемию XXI века» и грозит негативными социальными последствиями, в том числе ухудшением здоровья и изменением образа жизни детей. Цель: провести субъективную оценку влияния использования Интернета на состояние здоровья и образ жизни сельских школьников.
Материалы и методы. В 2023 г. нами проведён онлайн-опрос сельских учащихся: 377 человек в 5–8-х классах и 194 человека — в 9–11-х. Диагностика интернет-зависимости проводилась по опроснику «Шкала интернет-зависимости Чена», включающего 6 оценочных шкал. Сумма баллов всех шкал CIAS является интегральным показателем наличия ИЗП, оцениваемого по трёхуровневой шкале: 27–42 балла — отсутствие ИЗП; 43–64 балла — склонность к возникновению ИЗП; 65 баллов и более — наличие ИЗП.
Результаты. Устойчивое ИЗП выявлено у 10,9% учащихся 5–8-х классов и 12,4% учащихся 9–11-х классов, в то время как у 46,1 и 51% соответственно выявлена склонность к возникновению ИЗП, у 43 и 36,6% — минимальный риск, т.е. ИЗП отсутствует. Значения общего CIAS балла у учащихся 5‒8-х классов со сформированным ИЗП было значимо выше, чем у детей без ИЗП, — 74,3 ± 1,47 и 34,9 ± 0,36 (p < 0,01), 9‒11-х классов — 73,8 ± 1,34 и 35,3 ± 0,55 (p < 0,01). Учащиеся 5‒8-х и 9‒11-х классов с устойчивым ИЗП достоверно чаще (p < 0,001) жаловались на повышенную раздражительность — OR = 8,6 (6,1‒12,1), OR = 5,2 (3,3‒8,2) соответственно, при этом сила взаимосвязи между переменными оценивается как средняя ‒ φ = 0,47 (0,41‒0,53), φ = 0,48 (0,38‒0,56), головную боль — OR = 3,9 (2,9‒5,3), OR = 7,6 (4,6‒12,8), φ = 0,32 (0,25‒0,39), φ = 0,42 (0,33‒0,5), повышенную утомляемость — OR = 4,7 (3,4‒6,6), OR = 5,7 (3,1‒10,3), φ = 0,34 (0,27‒0,4), φ = 0,32 (0,21‒0,39). У них чаще (p < 0,001) регистрируются симптомы зрительного переутомления: расплывчатость изображения — OR = 4,7 (3,4‒6,6) и OR = 6,2 (3,9‒9,6), φ = 0,34 (0,27‒0,4) и φ = 0,42 (0,32‒0,51); повышенное слезотечение — OR = 8,6 (6,1‒12,1) и OR = 6,7 (4,3‒10,6); φ = 0,47 (0,41‒0,53) и φ = 0,44 (0,34‒0,53). Кроме того, они чаще (p < 0,001) жалуются на дорсалгию — OR = 4,4 (3,2‒6,0) и OR = 5,2 (3,3‒8,2), φ = 0,35 (0,28‒0,41) и φ = 0,38 (0,28‒0,47). Учащиеся с устойчивым ИЗП отмечают значимое уменьшение продолжительности сна, прогулок на свежем воздухе и увеличение доли сидячего образа жизни (p < 0,05).
Заключение. Каждый десятый сельский школьник имеет устойчивое ИЗП, многие из них жалуются на соматическое и психическое здоровье, нездоровый образ жизни.
Об авторах
Е. В. ВасильевРоссия
А. В. Шулаев
Россия
В. В. Васильев
Россия
Рецензия
Для цитирования:
Васильев Е.В., Шулаев А.В., Васильев В.В. Анализ интернет-зависимого поведения современных сельских школьников. Российский педиатрический журнал. 2024;27(3S):75-75. EDN: xklajy
For citation:
Vasiliev E.V., Shulaev A.V., Vasiliev V.V. Analysis of Internet-addicted behaviour in modern rural schoolchildren. Russian Pediatric Journal. 2024;27(3S):75-75. (In Russ.) EDN: xklajy