Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Коммуникативная сторона общения детей с фонетико-фонематическими нарушениями при реализации адаптированных образовательных программ

EDN: oslvou

Аннотация

Актуальность. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушения звукопроизношения из-за дефектов восприятия фонем, которое при своевременном подходе с диагностических позиций, ранних коррекционных мероприя­тий даст положительную динамику не только стабилизации адаптационных возможностей, но и расширения спектра общения, т.е. социализации ребёнка в обществе. Цель: определить особенности развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с ФФНР из классов, реализующих адаптированные образовательные программы.

Материалы и методы. Обследованы 150 детей младшего школьного возраста. Из них 100 детей имели ФФНР. Эти дети были распределены на 2 группы: основную группу составили 50 детей, обучающиеся по адаптированным программам, группу сравнения — 50 детей, обучающиеся по общеобразовательной программе. Группа контроля — дети без дефектов речи, обучающиеся по общеобразовательной программе. Сбор материала проводился путём выкопировки первичной информации из истории развития ребёнка, медицинской карты школьника, психологического паспорта школьника. Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью стандартного пакета программ.

Результаты. Анализ полученных данных при поступлении в школу показал, что дети с ФФНР имели слабо развитые коммуникативные навыки. Не имели трудности в общении с друзьями 36% детей основной группы и 42% учащихся группы сравнения, с учителями — 16% и 30%, со взрослыми — 10% и 18%, в выборе постоянных приятелей в классе — 10% и 30% и партнёров для игр и занятий — 18% и 0% (p < 0,05). Дети группы контроля на 24% чаще имели удовлетворительные коммуникативные навыки с друзьями, чем в основной группе, и на 18% (p < 0,05) чаще, чем в группе сравнения, с учителями — на 34% и 20% соответственно (p < 0,05), со взрослыми — на 32% и 24% соответственно (p < 0,05), на 36% и 16% чаще имели постоянных приятелей в классе (p < 0,05), на 62% и 80% соответственно (p < 0,05) чаще самостоятельно выбирали партнёров для игры и занятий. При выпуске из начальной школы у детей с ФФНР наблюдался прирост развития удовлетворительных коммуникативных навыков: в общении с друзьями — на 8% больше в группе сравнения и 20% в основной группе, с учителями — на 30% и 32%, со взрослыми — на 30% и 36%, в выборе постоянных приятелей в классе — на 50% и 52%, партнёров для игр и занятий — на 52% и 40%, что способствовало преодолению дефектов в общении.

Заключение. Дети с ФФНР, обучающиеся по адаптированным образовательным программам, представляют группу высокого риска по нарушениям коммуникативных навыков, они нуждаются в постоянном наблюдении педиатров, логопедов, психологов. Адаптированные образовательные программы благоприятно влияют на коммуникативные навыки детей с ФФНР.

Об авторах

В. А. Глущенко
Смоленский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия


В. Н. Шестакова
Смоленский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия


Д. Н. Аноприкова
Смоленский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия


А. А. Удовенко
Смоленский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия


Рецензия

Для цитирования:


Глущенко В.А., Шестакова В.Н., Аноприкова Д.Н., Удовенко А.А. Коммуникативная сторона общения детей с фонетико-фонематическими нарушениями при реализации адаптированных образовательных программ. Российский педиатрический журнал. 2024;27(3S):76-77. EDN: oslvou

For citation:


Glushchenko V.A., Shestakova V.N., Anoprikova D.N., Udovenko A.A. Communicative aspect of intercourse in children with phonetic and phonemic disorders in the implementation of adapted educational programs. Russian Pediatric Journal. 2024;27(3S):76-77. (In Russ.) EDN: oslvou

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)