Коммуникативная сторона общения детей с фонетико-фонематическими нарушениями при реализации адаптированных образовательных программ
EDN: oslvou
Аннотация
Актуальность. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушения звукопроизношения из-за дефектов восприятия фонем, которое при своевременном подходе с диагностических позиций, ранних коррекционных мероприятий даст положительную динамику не только стабилизации адаптационных возможностей, но и расширения спектра общения, т.е. социализации ребёнка в обществе. Цель: определить особенности развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с ФФНР из классов, реализующих адаптированные образовательные программы.
Материалы и методы. Обследованы 150 детей младшего школьного возраста. Из них 100 детей имели ФФНР. Эти дети были распределены на 2 группы: основную группу составили 50 детей, обучающиеся по адаптированным программам, группу сравнения — 50 детей, обучающиеся по общеобразовательной программе. Группа контроля — дети без дефектов речи, обучающиеся по общеобразовательной программе. Сбор материала проводился путём выкопировки первичной информации из истории развития ребёнка, медицинской карты школьника, психологического паспорта школьника. Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью стандартного пакета программ.
Результаты. Анализ полученных данных при поступлении в школу показал, что дети с ФФНР имели слабо развитые коммуникативные навыки. Не имели трудности в общении с друзьями 36% детей основной группы и 42% учащихся группы сравнения, с учителями — 16% и 30%, со взрослыми — 10% и 18%, в выборе постоянных приятелей в классе — 10% и 30% и партнёров для игр и занятий — 18% и 0% (p < 0,05). Дети группы контроля на 24% чаще имели удовлетворительные коммуникативные навыки с друзьями, чем в основной группе, и на 18% (p < 0,05) чаще, чем в группе сравнения, с учителями — на 34% и 20% соответственно (p < 0,05), со взрослыми — на 32% и 24% соответственно (p < 0,05), на 36% и 16% чаще имели постоянных приятелей в классе (p < 0,05), на 62% и 80% соответственно (p < 0,05) чаще самостоятельно выбирали партнёров для игры и занятий. При выпуске из начальной школы у детей с ФФНР наблюдался прирост развития удовлетворительных коммуникативных навыков: в общении с друзьями — на 8% больше в группе сравнения и 20% в основной группе, с учителями — на 30% и 32%, со взрослыми — на 30% и 36%, в выборе постоянных приятелей в классе — на 50% и 52%, партнёров для игр и занятий — на 52% и 40%, что способствовало преодолению дефектов в общении.
Заключение. Дети с ФФНР, обучающиеся по адаптированным образовательным программам, представляют группу высокого риска по нарушениям коммуникативных навыков, они нуждаются в постоянном наблюдении педиатров, логопедов, психологов. Адаптированные образовательные программы благоприятно влияют на коммуникативные навыки детей с ФФНР.
Об авторах
В. А. ГлущенкоРоссия
В. Н. Шестакова
Россия
Д. Н. Аноприкова
Россия
А. А. Удовенко
Россия
Рецензия
Для цитирования:
Глущенко В.А., Шестакова В.Н., Аноприкова Д.Н., Удовенко А.А. Коммуникативная сторона общения детей с фонетико-фонематическими нарушениями при реализации адаптированных образовательных программ. Российский педиатрический журнал. 2024;27(3S):76-77. EDN: oslvou
For citation:
Glushchenko V.A., Shestakova V.N., Anoprikova D.N., Udovenko A.A. Communicative aspect of intercourse in children with phonetic and phonemic disorders in the implementation of adapted educational programs. Russian Pediatric Journal. 2024;27(3S):76-77. (In Russ.) EDN: oslvou