Профилактика социальной эксклюзии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
EDN: fldavd
Аннотация
Актуальность. В каждом классе современной инклюзивной школы обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, находящиеся в ситуации социальной эксклюзии (СЭ). Масштаб этой проблемы определяется значительным кадровым голодом системы общего образования, нуждающейся в социально зрелом педагоге, способном предупреждать возникновение СЭ обучающихся и нивелировать последствия. Цель: определить сущностные характеристики процесса профилактики СЭ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Материалы и методы. Междисциплинарный теоретический анализ, методы сравнения, обобщения и систематизации, педагогическое проектирование, педагогический эксперимент.
Результаты. Анализ литературы и эмпирических данных показал, что в философии эксклюзия рассматривается с позиций выбора смыслов и проявления отчуждения, в социологических исследованиях — с позиций стигматизации, маргинальности, различий в условиях жизненного старта, в психологических исследованиях — с точки зрения особой социальной ситуации развития ребёнка, феноменов социальной депривации и виктимности. Под СЭ понимается особая ситуация развития ребёнка, которая детерминирует трудности в обучении и академическое отставание, антисоциальное и криминальное поведение, риск виктимизации, формирует дефицитарность позитивного социального опыта обучающихся. К числу эксклюзантов относится значительный перечень детей, среди которых самой многочисленной является группа детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Реальная социальная ситуация развития ребенка может включать одновременно несколько рисков СЭ и образовательной эксклюзии. Определены сущностные характеристики процесса профилактики СЭ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, факторы риска и ресурсы предупреждения. Профилактика СЭ является сущностной (имманентной) составляющей профессиональной деятельности педагога современной инклюзивной школы. Совместная работа школьной команды (советник директора по воспитанию, учитель — классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, тьютор, педагог-дефектолог) представляется эффективным средством профилактики СЭ обучающихся.
Заключение. Результаты исследования могут быть положены в основу нового направления педагогических исследований — методология, теория и практика профилактики СЭ обучающихся в системе образования.
Рецензия
Для цитирования:
Руднева И.А. Профилактика социальной эксклюзии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Российский педиатрический журнал. 2024;27(3S):89. EDN: fldavd
For citation:
Rudneva I.A. Prevention of social exclusion of students with disabilities and invalidity. Russian Pediatric Journal. 2024;27(3S):89. (In Russ.) EDN: fldavd