Теория и практика здоровьесбережения детей на начальном этапе систематического обучения
EDN: jxjphw
Аннотация
Актуальность. Начало систематического обучения является важным этапом в развитии детей и формировании их здоровья. Успешность адаптации и обучения, а также состояние здоровье детей во многом зависят от уровня развития школьно-значимых когнитивных и моторных функций. Цель: обосновать теоретические предпосылки и разработать технологии повышения эффективности развития школьно-значимых функций у детей на начальном этапе систематического обучения.
Материалы и методы. Обследованы 117 первоклассников. Для оценки уровня развития когнитивных и моторных функций использовали тест школьной зрелости Керна–Ирасека. Определяли показатели зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, пространственного восприятия, интеллектуального развития. Комплексная оценка показателей функций устанавливала степень готовности детей к обучению в школе: зрелые, зреющие с благоприятным прогнозом, незрелые и зреющие с неясным прогнозом. Теоретической основой разработки технологий развития школьно-значимых функций явились представления о роли координационных способностей в формировании когнитивных и моторных функций. Оценивали показатели статического равновесия (тест «Аист»), статокинетической устойчивости (равномерное вращение) и динамической координации (тест «Челночный бег», 3 × 10 м).
Результаты. Выявлено, что число зрелых детей составило 24,1%, зреющих с благоприятным прогнозом — 46,4%, зреющих с неясным прогнозом — 21,5%, незрелых — 8%. Определена значимая связь показателей теста Керна–Ирасека (срисовывание фразы, срисовывание точек, рисунок человека) с данными теста «Челночный бег» (3 × 10 м). Установлен коэффициент корреляции (r = 0,465; p = 0,000) для рисунка человека, что может отражать значимость данного теста для оценки интеллектуального развития ребёнка. Это связано с влиянием линейного ускорения разной направленности (положительное и отрицательное), а также углового ускорения при выполнении теста «Челночный бег» на функциональное состояние вестибулярного аппарата.
Заключение. Полученные данные свидетельствуют о наличии связи школьно-значимых функций с координационными способностями детей. Использование средств физической культуры координационной направленности позволит эффективно развивать школьно-значимые функции, предупреждать трудности в обучении, сохранять и укреплять здоровье первоклассников.
Об авторах
П. И. ХрамцовРоссия
Н. О. Березина
Россия
Е. В. Антонова
Россия
С. Н. Храмцова
Россия
Рецензия
Для цитирования:
Храмцов П.И., Березина Н.О., Антонова Е.В., Храмцова С.Н. Теория и практика здоровьесбережения детей на начальном этапе систематического обучения. Российский педиатрический журнал. 2024;27(3S):93-94. EDN: jxjphw
For citation:
Khramtsov P.I., Berezina N.O., Antonova E.V., Khramtsova S.N. Theory and practice of preservation of children’s health at the initial stage of systematic education. Russian Pediatric Journal. 2024;27(3S):93-94. (In Russ.) EDN: jxjphw