Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Теория и практика здоровьесбережения детей на начальном этапе систематического обучения

EDN: jxjphw

Аннотация

Актуальность. Начало систематического обучения является важным этапом в развитии детей и формировании их здоровья. Успешность адаптации и обучения, а также состояние здоровье детей во многом зависят от уровня развития школьно-значимых когнитивных и моторных функций. Цель: обосновать теоретические предпосылки и разработать технологии повышения эффективности развития школьно-значимых функций у детей на начальном этапе систематического обучения.

Материалы и методы. Обследованы 117 первоклассников. Для оценки уровня развития когнитивных и моторных функций использовали тест школьной зрелости Керна–Ирасека. Определяли показатели зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, пространственного восприятия, интеллектуального развития. Комплексная оценка показателей функций устанавливала степень готовности детей к обучению в школе: зрелые, зреющие с благоприятным прогнозом, незрелые и зреющие с неясным прогнозом. Теоретической основой разработки технологий развития школьно-значимых функций явились представления о роли координационных способностей в формировании когнитивных и моторных функций. Оценивали показатели статического равновесия (тест «Аист»), статокинетической устойчивости (равномерное вращение) и динамической координации (тест «Челночный бег», 3 × 10 м).

Результаты. Выявлено, что число зрелых детей составило 24,1%, зреющих с благоприятным прогнозом — 46,4%, зрею­щих с неясным прогнозом — 21,5%, незрелых — 8%. Определена значимая связь показателей теста Керна–Ирасека (срисовывание фразы, срисовывание точек, рисунок человека) с данными теста «Челночный бег» (3 × 10 м). Установлен коэффициент корреляции (r = 0,465; p = 0,000) для рисунка человека, что может отражать значимость данного теста для оценки интеллектуального развития ребёнка. Это связано с влиянием линейного ускорения разной направленности (положительное и отрицательное), а также углового ускорения при выполнении теста «Челночный бег» на функциональное состояние вестибулярного аппарата.

Заключение. Полученные данные свидетельствуют о наличии связи школьно-значимых функций с координационными способностями детей. Использование средств физической культуры координационной направленности позволит эффективно развивать школьно-значимые функции, предупреждать трудности в обучении, сохранять и укреплять здоровье первоклассников.

Об авторах

П. И. Храмцов
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России; Государственный университет просвещения
Россия


Н. О. Березина
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России
Россия


Е. В. Антонова
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России
Россия


С. Н. Храмцова
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России
Россия


Рецензия

Для цитирования:


Храмцов П.И., Березина Н.О., Антонова Е.В., Храмцова С.Н. Теория и практика здоровьесбережения детей на начальном этапе систематического обучения. Российский педиатрический журнал. 2024;27(3S):93-94. EDN: jxjphw

For citation:


Khramtsov P.I., Berezina N.O., Antonova E.V., Khramtsova S.N. Theory and practice of preservation of children’s health at the initial stage of systematic education. Russian Pediatric Journal. 2024;27(3S):93-94. (In Russ.) EDN: jxjphw

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)