Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Оценка самочувствия как инструмент мониторинга состояния здоровья младших школьников

EDN: nzwmhx

Аннотация

Актуальность. Период систематического образовательного процесса оказывает большое влияние на соматическое и нервно-психическое здоровье детей. Особое внимание при этом уделяется начальному этапу обучения, когда влияние различных медико-социальных факторов может привести к нарушению самочувствия и возникновению различных психосоматических нарушений. Для разработки комплекса профилактических мероприятий, способствующих уменьшению частоты возникновения нарушений здоровья у детей, в процессе образовательной деятельности необходимо проводить оценку самочувствия обучающихся в качестве доврачебного контроля состояния здоровья. Цель: провести оценку самочувствия обучающихся младших классов в процессе образовательной деятельности

Материалы и методы. Проведён анкетный опрос родителей 286 обучающихся 3–4-х классов в возрасте 9–11 лет для выявления жалоб ребёнка на состояние здоровья (мальчиков — 48,3%, девочек — 51,7%; 57,7% учеников 3-х классов, 42,3% — 4-х классов).

Результаты. Выявлено, что на головные боли различного характера жалуются 32% обучающихся, у 31% отмечаются навязчивые движения. У 28,1% школьников выявляются проявления астенического синдрома в виде слабости, повышенной утомляемости преимущественно после занятий, 25,2% детей отмечают частые колебания настроения, страхи и различные нарушения сна. Проявления двигательной расторможенности родители регистрируют у 13,3% обучающихся. Частые респираторные заболевания преимущественно с проявлениями ринита и кашля встречаются у 28% школьников. Жалобы со стороны пищеварительной системы в виде болей в животе различного характера отмечались у 22% детей, нарушения стула — у 12%. Однако при этом наличие заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей отметили лишь 6% родителей. У 15% школьников выявлялись различные аллергические проявления.

Заключение. Оценка самочувствия обучающихся как элемент доврачебного контроля позволяет выявить группу риска детей, требующих осмотра педиатра или узких специалистов. Наряду с этим анкетный скрининг по оценке самочувствия при использовании в динамике учебного года является одним из значимых инструментов оценки эффективности мероприятий по здоровьесбережению в образовательной организации.

Об авторах

С. А. Чекалова
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России
Россия


Б. В. Эренценова
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России
Россия


Е. И. Цыбаева
Детская городская поликлиника № 18
Россия


О. А. Чучина
Детская городская поликлиника № 48
Россия


Рецензия

Для цитирования:


Чекалова С.А., Эренценова Б.В., Цыбаева Е.И., Чучина О.А. Оценка самочувствия как инструмент мониторинга состояния здоровья младших школьников. Российский педиатрический журнал. 2024;27(3S):94-95. EDN: nzwmhx

For citation:


Chekalova S.A., Erentsenova B.V., Tsybaeva E.I., Chuchina O.A. Assessment of well-being as a tool for monitoring the health of primary school children. Russian Pediatric Journal. 2024;27(3S):94-95. (In Russ.) EDN: nzwmhx

Просмотров: 17


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)