Оценка самочувствия как инструмент мониторинга состояния здоровья младших школьников
EDN: nzwmhx
Аннотация
Актуальность. Период систематического образовательного процесса оказывает большое влияние на соматическое и нервно-психическое здоровье детей. Особое внимание при этом уделяется начальному этапу обучения, когда влияние различных медико-социальных факторов может привести к нарушению самочувствия и возникновению различных психосоматических нарушений. Для разработки комплекса профилактических мероприятий, способствующих уменьшению частоты возникновения нарушений здоровья у детей, в процессе образовательной деятельности необходимо проводить оценку самочувствия обучающихся в качестве доврачебного контроля состояния здоровья. Цель: провести оценку самочувствия обучающихся младших классов в процессе образовательной деятельности
Материалы и методы. Проведён анкетный опрос родителей 286 обучающихся 3–4-х классов в возрасте 9–11 лет для выявления жалоб ребёнка на состояние здоровья (мальчиков — 48,3%, девочек — 51,7%; 57,7% учеников 3-х классов, 42,3% — 4-х классов).
Результаты. Выявлено, что на головные боли различного характера жалуются 32% обучающихся, у 31% отмечаются навязчивые движения. У 28,1% школьников выявляются проявления астенического синдрома в виде слабости, повышенной утомляемости преимущественно после занятий, 25,2% детей отмечают частые колебания настроения, страхи и различные нарушения сна. Проявления двигательной расторможенности родители регистрируют у 13,3% обучающихся. Частые респираторные заболевания преимущественно с проявлениями ринита и кашля встречаются у 28% школьников. Жалобы со стороны пищеварительной системы в виде болей в животе различного характера отмечались у 22% детей, нарушения стула — у 12%. Однако при этом наличие заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей отметили лишь 6% родителей. У 15% школьников выявлялись различные аллергические проявления.
Заключение. Оценка самочувствия обучающихся как элемент доврачебного контроля позволяет выявить группу риска детей, требующих осмотра педиатра или узких специалистов. Наряду с этим анкетный скрининг по оценке самочувствия при использовании в динамике учебного года является одним из значимых инструментов оценки эффективности мероприятий по здоровьесбережению в образовательной организации.
Об авторах
С. А. ЧекаловаРоссия
Б. В. Эренценова
Россия
Е. И. Цыбаева
Россия
О. А. Чучина
Россия
Рецензия
Для цитирования:
Чекалова С.А., Эренценова Б.В., Цыбаева Е.И., Чучина О.А. Оценка самочувствия как инструмент мониторинга состояния здоровья младших школьников. Российский педиатрический журнал. 2024;27(3S):94-95. EDN: nzwmhx
For citation:
Chekalova S.A., Erentsenova B.V., Tsybaeva E.I., Chuchina O.A. Assessment of well-being as a tool for monitoring the health of primary school children. Russian Pediatric Journal. 2024;27(3S):94-95. (In Russ.) EDN: nzwmhx