Состояние психического здоровья учащихся детского и подросткового возраста на современном этапе
EDN: orjyjj
Аннотация
Актуальность. На современном этапе развития общество сталкивается с новыми вызовами, адресованными к сохранению и укреплению здоровья человека в условиях кризисно меняющейся окружающей социальной среды. При этом значимые данные о состоянии психического здоровья различных социальных и возрастных групп учащихся практически отсутствуют. Цель: определить особенности эпидемиологии, патоморфоза клинических проявлений психической дезадаптации учащихся в различные периоды онтогенеза.
Материалы и методы. В течение 20 лет единой группой специалистов по унифицированным методикам оценки состояния пациентов было обследовано 1500 учащихся школ, профессиональных училищ и колледжей Москвы, Чебоксар, Вязьмы в возрасте 7–17 лет. На первом этапе проводились анкетирование и исследования с использованием психометрических методик: патохарактерологического диагностического опросника (А.Е. Личко, Н.Я. Иванов), Миннесотского многоаспектного личностного опросника (Ф.Б. Березин), методик Р. Еэммла, М. Дорки, Т.В. Воробёвой и др. На втором этапе проводилось клиническое обследование детей врачом-психиатром по унифицированной методике оценки состояния, корреспондированной с МКБ-10. Сравнивали группы детей 7–11 лет и подростков 12–17 лет. Различия считали значимыми при р < 0,05.
Результаты. Пограничные психические нарушения разной степени выраженности были диагностированы у 65,2% обследованных подростков и у 55,1% детей (p < 0,05). Следует отметить, что значимые различия были определены в отношении синдромально-очерченных состояний невротического круга: неврозы и неврозоподобные состояния: 22,05% против 8,97%. Патохарактерологические нарушения также значительно чаще отмечались у подростков. Однако невротические реакции чаще диагностировались у младших школьников: 37,5 и 24,7% соответственно. Явные и скрытые акцентуации характера выявлялись с гораздо более высокой частотой у учащихся подросткового возраста: 83,6% против 23,4%. В их структуре преобладали лица с неустойчивыми, истероидными, эмоционально-лабильными и эпилептоидными (эксплозивный вариант) чертами. У подростков существенно чаще отмечались девиации поведения делинквентной, криминальной и аддиктивной форм. В структуре зависимостей доминирующее положение занимали информационные формы.
Заключение. Можно утверждать, что возрастные особенности оказывают выраженное влияние на распространённость отдельных форм психической дезадаптации учащихся. Пубертатный период выступает ведущим биологическим фактором формирования акцентированных характерологических особенностей расстройств поведения и информационной зависимости.
Об авторах
В. В. ЧубаровскийРоссия
И. К. Рапопорт
Россия
Рецензия
Для цитирования:
Чубаровский В.В., Рапопорт И.К. Состояние психического здоровья учащихся детского и подросткового возраста на современном этапе. Российский педиатрический журнал. 2024;27(3S):95-96. EDN: orjyjj
For citation:
Chubarovsky V.V., Rapoport I.K. The state of mental health in children and adolescents at the present stage. Russian Pediatric Journal. 2024;27(3S):95-96. (In Russ.) EDN: orjyjj