Abstract
Актуальность. Режим домашнего карантина во время пандемии COVID-19 оказал негативное влияние на качество жизни детей школьного возраста. В связи с этим ВОЗ скорректировала рекомендации по нормам физической активности с учётом пандемии коронавируса и значимости регулярной физической активности для людей различных возрастных групп. Цель: провести анализ влияния гиподинамии при дистанционном обучении на состояние здоровья школьников. Материалы и методы. Нами было проведено анкетирование 75 детей младшего школьного возраста, находившихся на дистанционном обучении. Все полученные данные обработаны статистически. Результаты. По данным анкетирования, утренней гигиенической гимнастикой занимались 11 (14,6%) детей из 75 опрошенных. 14 (18,7%) детей в течение дня выполняли комплекс физических упражнений. Согласно ответам родителей выявлен низкий (12%) процент контроля и влияния их личного примера на занятия физической культурой детей. Школьные занятия по физкультуре проводились только теоретически, хотя ВОЗ рекомендует использовать для этого практические онлайн-занятия. Анализ данных опроса родителей и детей позволил выделить часто встречаемые жалобы со стороны школьников: быстрая утомляемость (41 ребёнок - 54,7%), регулярные головные боли (37 детей - 49,3%), боли в спине и воротниковой зоне позвоночника (32 ребёнка - 42,6%), неуравновешенность и лабильность в поведении (28 детей - 37,3%), нарушения сна (16 детей - 21,3%), абдоминальные (14 детей - 18,7%) и кардиальные боли (13 детей - 17,3%), периодическое беспричинное повышение температуры тела (9 детей - 12%). При лабораторно-функциональном обследовании в поликлинических условиях у детей органической патологии не было выявлено. Тревожным проявлением гиподинамии, по нашему мнению, является прогрессивное увеличение массы тела на фоне нормальных возрастных показателей роста. Так, у 42 (56%) детей отмечается избыточная масса тела. Из них изначально лишний вес был у 4 (5,3%) детей. При дальнейшем негативном отношении к физической активности у этих детей ожидаемо развитие ожирения. Выводы. Необходимо существенно увеличить объёмы физической активности школьников и вести поиски активного контроля физической активности детей, обучающихся дистанционно.