Аннотация
Актуальность. Дефицит витамина D способствует росту как инфекционных, так и неинфекционных заболеваний среди детей, включая нарушения физического и когнитивного развития. Цель: определить уровень обеспеченности витамином D и его влияние на физическое и когнитивное развитие детей 7-8 лет, проживающих в различных климатогеографических зонах Хабаровского края. Материалы и методы. Проведено обсервационное, аналитическое, поперечное исследование с оценкой обеспеченности витамином D условно здоровых детей, проживающих в северной, центральной и южной частях Хабаровского края (n = 90). Количественное определение уровня 25-гидроксивитамина D (25(OH)D) в сыворотке крови проводилось методом твердофазного иммуноферментного анализа. Физическое и когнитивное развитие оценивали по стандартизованным методикам. Результаты. Дефицит витамина D диагностировался у 50% детей Хабаровского края, при этом тяжёлая степень дефицита выявлена в 13,3% случаев. Отмечено, что оптимальная обеспеченность витамином D в 2,6 раз чаще встречалась у детей-южан по сравнению со сверстниками из северной территории (43,3% против 16,7%; p < 0,05). При проведении корреляционного анализа с целью определения роли витамина D в физическом развитии младших школьников были выявлены умеренные обратные связи: увеличение показателей массы тела и ИМТ при снижении концентрации 25(OH)D (r = -0,38, r = -0,37 соответственно). Также установлено, что чем выше обеспеченность витамином D, тем лучше развиты произвольное внимание, логическое мышление и кратковременная память (r = 0,43, r = 0,36, r = 0,37 соответственно). Выводы. Каждый второй ребёнок Хабаровского края имеет дефицит витамина D, у каждого восьмого определяется тяжёлая степень его дефицита. Нами обнаружен потенциальный риск снижения показателей когнитивного профиля ребёнка и развития избыточной массы тела и ожирения в случае дефицита и недостаточности витамина D.