Аннотация
Актуальность. Бронхиальная астма (БА) - распространённое хроническое заболевание дыхательной системы у детей. Отмечено, что в приступном периоде у детей повышается уровень тревожности, а в периоде ремиссии выражена астенизация. Для контролируемости БА необходима оценка психологических особенностей больных. Цель: определить эмоциональные особенности детей, страдающих БА, в зависимости от тяжести течения заболевания. Материалы и методы. Проводимое исследование включало 68 детей (41 мальчик и 27 девочек), страдающих БА, в возрасте от 8 до 16 лет. По тяжести течения больные были распределены на две группы: 1-ю составили 29 детей с персистирующей БА средней и тяжёлой степени: 18 (62,1%) мальчиков и 11 (37,9%) девочка. Вторая группа состояла из 39 детей с лёгкой БА: 23 (58,9%) мальчика и 16 (41%) девочек. Все полученные данные обработаны статистически. Результаты. Установлено, что по данным исследования исходного вегетативного статуса ваготонический тип у детей 1-й группы был у 18 (62,1%) детей, симпатикотонический - у 7 (24,1%), эйтонический - у 2 (6,9%), смешанный - у 2 (6,9%), тогда как во 2-й группе - у 10 (25,6%), 7 (17,9%), 19 (48,7%) и 3 (7,7%) соответственно (р = 0,0346). Эти закономерности, вероятно, связаны с гипоксией коры головного мозга в приступном периоде. Немаловажную роль на тяжесть течения БА играет уровень тревожности больных. У детей 1-й группы значительно чаще (р = 0,0062) регистрировался высокий уровень тревожности - у 13 (44,8%) детей, по сравнению с больными 2-й группы - 7 (17,9%). Выводы. У детей, страдающих персистирующей атопической БА средней и тяжёлой степени, отмечается значимое повышение уровня тревожности по сравнению с детьми с лёгким течением заболевания, что следует обязательно учитывать при назначении ступенчатой терапии.