Основные мотивационно-ценностные установки врачей-педиатров в выборе профессии
https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-5-356-361
EDN: owppyl
Аннотация
Введение. Определение траектории будущей карьеры и осмысление своей профессиональной миссии налагает ответственность на жизнь самого человека и общества в целом. Среди многих профессий одной из самых сложных не только с точки зрения освоения, необходимости постоянного обновления специальных знаний, но и из-за многих нравственных, этических аспектов является профессия врача.
Цель работы — определить ведущие факторы мотивации профессионального самоопределения врачей-педиатров.
Материалы и методы. В работе приняли участие 106 детских врачей, практикующих в Москве, — выпускников 35 медицинских вузов страны. Для социологического анализа использовали анкетирование в онлайн-формате. Выбор респондентов осуществлялся методом «снежного кома».
Результаты. Установлено, что ведущими факторами, побуждающими к выбору педиатрии как профессии, являются интерес самого человека к профессии (67%) и возможность помогать людям (19,8%). Это свидетельствует о том, что психологические мотивы личности в выборе профессии доминируют над социальными мотивами. Престиж профессии и влияние родителей не считаются основными мотивами выбора (4,7 и 2,8% соответственно). Бóльшая часть опрошенных педиатров (63,2%) испытывают полное удовлетворение от выбранной профессии, что указывает на осознанно принятое решение на момент поступления в вуз и желание развиваться в дальнейшем в своей профессии. Благодаря собственному выбору 95,3% респондентов в дальнейшем планируют работать в педиатрии. Главную пользу для других людей и общества 64,2% респондентов видят в улучшении здоровья детей.
Заключение. Доминирующими мотивами профессионального самоопределения врачей-педиатров, определяющими выбор будущей специальности, являются личное сознательное целеполагание в выборе врачебной профессии и возможность помогать детям. Работа педиатром гарантирует высокую степень удовлетворённости от выбранного пути и повседневной деятельности.
Участие авторов:
Антонова А.И., Шураева Л.Ю., Комарова О.В. — концепция и дизайн исследования;
Антонова А.И. — сбор и обработка материала, статистическая обработка;
Антонова А.И., Шураева Л.Ю. — написание текста;
Шураева Л.Ю., Комарова О.В., Ионцева М.В. — редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила 27.09.2024
Принята к печати 08.10.2024
Опубликована 12.11.2024
Об авторах
Анастасия Игоревна АнтоноваРоссия
Студентка 4-го курса социологии и психологии управления ГУУ
e-mail: nastya9ant@yandex.ru
Лариса Юрьевна Шураева
Россия
Канд. психол. наук, доцент каф. социологии, психологии управления и истории ГУУ
e-mail: larisashuraeva@yandex.ru
Ольга Викторовна Комарова
Россия
Доктор мед. наук, руководитель Института подготовки медицинских кадров, первый заместитель директора ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: komarova@nczd.ru
Мария Владимировна Ионцева
Россия
Доктор психол. наук, проф. каф. социологии, психологии управления и истории ГУУ
e-mail: miontseva1@gmail.com
Список литературы
1. Kahvo M., Whelan R., Vallabhaneni P. Why choose paediatrics? A scoping review of factors affecting the choice of paediatrics as a career. Eur. J. Pediatr. 2023; 182(1): 9–23. https://doi.org/10.1007/s00431-022-04659-6
2. Khan S. The impact of gendered experiences on female medical students’ specialty choice: A systematic review. Am. J. Surg. 2023; 225(1): 33–9. https://doi.org/10.1016/j.amjsurg.2022.10.023
3. Sönmez B., Gül D., Gümüş C. The relationship between basic psychological needs satisfaction, career adaptability and career construction in nursing students: A career construction theory perspective. Nurse Educ. Pract. 2024; 78: 104017. https://doi.org/10.1016/j.nepr.2024.104017
4. Аликин М.И., Кангур А.Н., Лукьянченко Н.В. Ценностно-мотивационное отношение медицинских работников к профессиональной деятельности: общее и типологическое. Организационная психология. 2023; 13(3): 227–53. https://doi.org/10.17323/2312-5942-2023-13-3-227-253 https://elibrary.ru/ktomwf
5. Liu J., Jackson S.S., Xie J., Rowland M.J., Michelson C.D. National survey of combined pediatrics-anesthesiology residents and graduates: factors contributing to changing career aspirations over time. Anesth. Analg. 2023; 137(6): 1250–6. https://doi.org/10.1213/ANE.0000000000006308
6. Alqanatish J., Alfadhel A., Albelali A., Alqahtani D. Paediatric career decision: a literature review of motivational factors. Sudan J. Paediatr. 2023; 23(2): 112–25. https://doi.org/10.24911/SJP.106-1696066895
7. Осипова Н.Г., Семина Т.В. Личность врача в современном социуме: идеальный тип и профессиональные деформации. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017; 23(3): 4–29. https://elibrary.ru/zivxon
8. Сорокина А.Н. Проблемы мотивации при выборе профессии медицинского работника. Успехи современной науки. 2017; 5(2): 87–90. https://elibrary.ru/ygxflz
9. Доготарь О.А., Рыльцева Л.П., Сопетик В.С. Выбор медицинской профессии: мотивация абитуриентов и динамика ее развития при получении высшего образования. Вестник последипломного медицинского образования. 2021; (4): 3–6. https://elibrary.ru/bzdlda
10. Кочетова Ю.Ю., Леонов В.Е. Система личных и профессиональных ценностей медицинского работника как фактор профессионального становления. Межкультурная коммуникация в образовании и медицине. 2022; (3): 49–60. https://elibrary.ru/kxvujk
11. Суровцева К.А., Андронова Т.А., Бондарь Г.Д. O мотивации выбора профессии врача. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2019; (2): 53–6. https://elibrary.ru/yzfidb
12. Григорьев Г.И., Ефремов Р.Е., Апросимов Л.А. Анализ основных мотивов выбора будущей профессии студентами медицинского института. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Серия: Медицинские науки. 2017; (2): 5–12. https://elibrary.ru/zegaqn
13. Нор-Аревян О.А., Мосиенко О.С. Мотивация профессионального выбора и престиж медицинской профессии в оценках российских врачей (на материалах социологического исследования). Государственное и муниципальное управление. Учёные записки. 2018; (3): 205–11. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2018-1-3-205-211 https://elibrary.ru/pguwmy
14. Балакина Ю.А., Соколова А.В. Факторы привлекательности и мотивы выбора профессии врача. Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2018; 8(3): 94–5. https://elibrary.ru/xoalqt
15. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. М.: Институт психотерапии; 2002.
16. Prescott S., Watson A., Young C.D., Peterson C., Thomas D., Anderson M., et al. A descriptive study on holistic nursing education: Student perspectives on integrating mindfulness, spirituality, and professionalism. Nurse Educ. Today. 2024; 143: 106379. https://doi.org/10.1016/j.nedt.2024.106379
17. Gradišnik M., Fekonja Z., Vrbnjak D. Nursing students’ handling patient safety incidents during clinical practice: A retrospective qualitative study. Nurse Educ. Today. 2024; 132: 105993. https://doi.org/10.1016/j.nedt.2023.105993
18. Santiago I.S., de Castro E. Castro S., de Brito A.P.A., Sanches D., Quintanilha L.F., Avena K.M., et al. Stress and exhaustion among medical students: a prospective longitudinal study on the impact of the assessment period on medical education. BMC Med. Educ. 2024; 24(1): 630. https://doi.org/10.1186/s12909-024-05617-6
19. Shayya A., Young Y. End-of-life medical decisions: the link between sociodemographic characteristics and treatment preferences. Am. J. Hosp. Palliat. Care. 2024; 41(10): 1173–83. https://doi.org/10.1177/10499091231218988
20. Dixon G., Kind T., Wright J., Stewart N., Sims A., Barber A. Factors that Influence Underrepresented in Medicine (UIM) medical students to pursue a career in academic pediatrics. J. Natl Med. Assoc. 2021; 113(1): 95–101. https://doi.org/10.1016/j.jnma.2020.07.014
21. Bernburg M., Baresi L., Groneberg D., Mache S. Does psychosocial competency training for junior physicians working in pediatric medicine improve individual skills and perceived job stress. Eur. J. Pediatr. 2016; 175(12): 1905–12. https://doi.org/10.1007/s00431-016-2777-8
22. Sönmez B., Gül D., Gümüş C. The relationship between basic psychological needs satisfaction, career adaptability and career construction in nursing students: A career construction theory perspective. Nurse Educ. Pract. 2024; 78: 104017. https://doi.org/10.1016/j.nepr.2024.104017
23. Daltro M.R., Guerra Júnior P., Santos L.R. Pediatricians’ perceptions of gender issues that influence the choice of medical specialty. Rev. Bras. Med. Trab. 2023; 21(3): e20221002.
Рецензия
Для цитирования:
Антонова А.И., Шураева Л.Ю., Комарова О.В., Ионцева М.В. Основные мотивационно-ценностные установки врачей-педиатров в выборе профессии. Российский педиатрический журнал. 2024;27(5):356-361. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-5-356-361. EDN: owppyl
For citation:
Antonova A.I., Shuraeva L.Yu., Komarova O.V., Iontseva M.V. The main motivational and value attitudes of pediatricians in choosing a vocation. Russian Pediatric Journal. 2024;27(5):356-361. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-5-356-361. EDN: owppyl