Качество жизни как критерий адаптации детей к школьному обучению
https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-6-417-422
EDN: tmfhlc
Аннотация
Введение. В современных условиях качество жизни (КЖ) является надёжным показателем состояния здоровья. Большинство анкет оценки КЖ разработано для детей с различными формами патологии, а имеющиеся данные об изменениях КЖ условно здоровых детей немногочисленны. Анализ процессов адаптации детей к обучению в начальной школе имеет преимущественно психолого-педагогическую направленность. Научных работ, освещающих динамику адаптации детей к обучению в 1-м классе, недостаточно.
Цель работы: определить особенности адаптации детей к обучению в 1-м классе с использованием показателей КЖ.
Материалы и методы. Работа была выполнена с осени 2022 г. до весны 2023 г. В конце учебного года проводилось повторное обследование детей. Для оценки КЖ выбрана русскоязычная версия международного инструмента — общего опросника Pediatric Quality of Life Inventory (PedsQL 4.0). Для определения школьной зрелости использован тест Керна–Йерасика. Всего проанализировано 454 анкеты детей в возрасте 6–8 лет, обучающихся в школе.
Результаты. При анализе данных теста Керна–Йерасика по готовности к школьному обучению установлено, что полностью готова к обучению только четверть детей, столько же младших школьников в начале учебного года имели риски, а большая часть детей попала в группу «зреющих» с хорошим потенциалом для развития. После повторного обследования детей в конце учебного года более 50% школьников были оценены как «зрелые», 35% попали в группу «зреющих» с благоприятным прогнозом и 13% детей оставались в группе риска. При анализе КЖ детей в начале учебного года отмечено, что у школьников группы риска были худшие баллы по сравнению с другими детьми по физическому, социальному и школьному функционированию. Оценка КЖ этих детей в конце учебного года показала, что у них баллы по всем шкалам оставались значимо меньшими, чем у детей других групп. При анализе динамики КЖ в течение учебного года как у детей группы риска, так и у зрелых детей показатель КЖ существенно снизился по всем аспектам функционирования, в первую очередь за счёт эмоционального аспекта.
Заключение. Получены новые данные об изменениях КЖ у младших школьников. Показаны новые возможности опросника PedsQL 4.0 и теста Керна–Йерасика, которые при совместном использовании дают материал для создания полной картины жизнедеятельности детей, поступающих в школу, и обеспечивают прогноз их адаптации в течение 1-го года обучения.
Участие авторов:
Винярская И.В., Антонова Е.В., Храмцов П.И. — концепция и дизайн исследования;
Храмцов П.И., Березина Н.О. — сбор и обработка материала;
Черников В.В. — статистическая обработка;
Черников В.В., Тимофеева А.Г. — написание текста;
Фисенко А.П. — редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила 22.10.2024
Принята к печати 06.12.2024
Опубликована 25.12.2024
Об авторах
Ирина Валериевна ВинярскаяРоссия
Доктор мед. наук., проф. РАН, зав. лаб. социальной педиатрии и качества жизни ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: vinjarskaya@nczd.ru
Елена Вадимовна Антонова
Россия
Доктор мед. наук, гл. науч. сотр. ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: antonova@nczd.ru
Пётр Иванович Храмцов
Россия
Доктор мед. наук, проф., руководитель «НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков» ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: khramtsov@nczd.ru
Владислав Владимирович Черников
Россия
Канд. мед. наук, начальник методического аккредитационно-симуляционного центра ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: chernikov@nczd.ru
Анна Георгиевна Тимофеева
Россия
Канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. социальной педиатрии и качества жизни ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: timofeeva.ag@nczd.ru
Андрей Петрович Фисенко
Россия
Доктор мед. наук, проф., директор ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: fisenko@nczd.ru
Надежда Олеговна Березина
Россия
Канд. мед. наук, специалист лаб. комплексных проблем гигиены детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: berezina.no@nczd.ru
Список литературы
1. Фисенко А.П., Кучма В.Р., Кучма Н.Ю., Нарышкина Е.В., Соколова С.Б. Стратегия и практика формирования здорового образа жизни детей в Российской Федерации. Российский педиатрический журнал. 2020; 23(2): 76–84. https://doi.org/10.18821/1560-9561-2020-23-2-76-84 https://elibrary.ru/qyifcn
2. Винярская И.В., Лашкова А.В., Черников В.В., Терлецкая Р.Н., Кузенкова Л.М., Антонова Е.В. Качество жизни детей с расстройствами аутистического спектра. Российский педиатрический журнал. 2021; 24(6): 414–8. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2021-24-6-414-418 https://elibrary.ru/cgppsl
3. Лисина М.И. Общение, психика и личность ребёнка. М.: Воронеж; 1997.
4. Khotinets V.Y., Shishova E.O. Cultural and educational environment in the development of younger schoolchildren’s creative potential. Front. Psychol. 2023; 14: 1178535. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1178535
5. Laaksonen C., Aromaa M., Heinonen O.J., Koivusilta L., Koski P., Suominen S., et al. Health related quality of life in 10-year-old schoolchildren. Qual Life Res. 2008; 17(8): 1049–54. https://doi.org/10.1007/s11136-008-9388-4
6. Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Третьякова Т.В., Черников В.В. Взаимосвязь показателей качества жизни и школьной успеваемости подростков. Российский педиатрический журнал. 2017; 20(2): 90–3. https://doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-2-90-93 https://elibrary.ru/yhgnhh
7. Mamen A., Fredriksen P.M. Anthropometric measures as fitness indicators in primary school children: The Health Oriented Pedagogical Project (HOPP). Scand. J. Public Health. 2018; 46(21suppl): 48–53. https://doi.org/10.1177/1403494818770129
8. Лебеденко А.А., Левчин А.М., Ершова И.Б., Глушко Ю.В. Динамика формирования качества жизни младших школьников с разной когнитивной успешностью. Медицинский вестник Юга России. 2020; 11(2): 55–61. https://doi.org/10.21886/2219-8075-2020-11-2-55-61 https://elibrary.ru/wcbutr
9. Varni J.W., Seid M., Kurtin P.S. PedsQL 4.0: reliability and validity of the Pediatric Quality of Life Inventory version 4.0 generic core scales in healthy and patient populations. Med. Care. 2001; 39(8): 800–12. https://doi.org/10.1097/00005650-200108000-00006
10. Varni J.W., Burwinkle T.M., Michael Seid M. The PedsQL 4.0 as a school population health measure: feasibility, reliability, and validity. Qual. Life Res. 2006; 15(2): 203–15. https://doi.org/10.1007/s11136-005-1388-z
11. Vig K. Quality of life of schoolchildren may be affected by poor alignment of their teeth. J. Evid. Based. Dent. Pract. 2007; 7(1): 35–7. https://doi.org/10.1016/j.jebdp.2006.12.011
12. Raat H., Bonsel G.J., Essink-Bot M.L., Landgraf J.M., Gemke R.J. Reliability and validity of comprehensive health status measures in children: the child health questionnaire in relation to the Health Utilities Index. J. Clin. Epidemiol. 2002; 55(1): 67–76. https://doi.org/10.1016/s0895-4356(01)00411-5
13. Elsenburg L.K., Galenkamp H., Abrahamse M.E., Harting J. Longitudinal changes in quality of life and psychosocial problems of primary school children in a deprived urban neighborhood over the course of a school-based integrated approach. Eur. Child Adolesc. Psychiatry. 2023; 32(2): 343–52. https://doi.org/10.1007/s00787-021-01853-z
14. House S.H. Schoolchildren, maternal nutrition and generating healthy brains: the importance of lifecycle education for fertility, health and peace. Nutr. Health. 2009; 20(1): 51–76. https://doi.org/10.1177/026010600902000106
15. Mansour M.E., Kotagal U., Rose B., Ho M., Brewer D., Roy-Chaudhury A., et al. Health-related quality of life in urban elementary schoolchildren. Pediatrics. 2003; 111(6 Pt. 1): 1372–81. https://doi.org/10.1542/peds.111.6.1372
16. Ringdal K., Ringdal G.I., Olsen H.K., Mamen A., Per Morten Fredriksen P.M. Quality of life in primary school children: The Health Oriented Pedagogical Project (HOPP). Scand. J. Public Health. 2018; 46(21 Suppl.): 68–73. https://doi.org/10.1177/1403494818767821
17. Puka K., Conway L., Smith M.L. Quality of life of children and families. Handb. Clin. Neurol. 2020; 174: 379–88. http://doi.org/10.1016/B978-0-444-64148-9.00028-4
18. Virgara R., Phillips A., Lewis L.K., Baldock K., Wolfenden L., Ferguson T., et al. Interventions in outside-school hours childcare settings for promoting physical activity amongst schoolchildren aged 4 to 12 years. Cochrane Database Syst. Rev. 2021; 9(9): CD013380. https://doi.org/10.1002/14651858.CD013380.pub2
19. Антонова А.А., Яманова Г.А., Масаев М.М., Турлаева И.У., Юсупова К.М., Абазов Р.А. и др. Оценка образа и качества жизни школьников младших классов. Международный научно-исследовательский журнал. 2021; (10-2): 6–9. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.112.10.028 https://elibrary.ru/jdllyz
20. Gillison F.B., Standage M., Skevington S.M. Relationships among adolescents’ weight perceptions, exercise goals, exercise motivation, quality of life and leisure-time exercise behaviour: a self-determination theory approach. Health Educ. Res. 2006; 21(6): 836–47. https://doi.org/10.1093/her/cyl139
21. Hui L., Wei S., Luping Q., Nannan G. Developing the optimal gross movement interventions to improve the physical fitness of 3–10-year-old children: a systematic review and meta-analysis. Front. Psychol. 2024; 15: 1355821. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2024.1355821
22. Theunissen M.H.C., de Wolff M.S., Deurloo J.A., Vogels A.G.C., Reijneveld S.A. Computerized adaptive testing to screen children for emotional and behavioral problems by preventive child healthcare. BMC Pediatr. 2020; 20(1): 119. https://doi.org/10.1186/s12887-020-2018-1
23. Theunissen M.H.C., Eekhout I., Reijneveld S.A. Computerized adaptive testing to screen pre-school children for emotional and behavioral problems. Eur. J. Pediatr. 2024; 183(4): 1777–87. https://doi.org/10.1007/s00431-023-05414-1
Рецензия
Для цитирования:
Винярская И.В., Антонова Е.В., Храмцов П.И., Черников В.В., Тимофеева А.Г., Фисенко А.П., Березина Н.О. Качество жизни как критерий адаптации детей к школьному обучению. Российский педиатрический журнал. 2024;27(6):417-422. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-6-417-422. EDN: tmfhlc
For citation:
Vinyarskaya I.V., Antonova E.V., Khramtsov P.I., Chernikov V.V., Timofeeva A.G., Fisenko A.P., Berezina N.O. Quality of life as a criterion for children’s adaptation to schooling. Russian Pediatric Journal. 2024;27(6):417-422. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-6-417-422. EDN: tmfhlc