Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Особенности психофизиологического развития детей с различными типами питания

EDN: pkwweo

Аннотация

Актуальность. Значение грудного молока в физическом и умственном развитии ребёнка чрезвычайно велико. Период новорождённости — время ускоренного развития всех органов, когда вид и качество питания играют ключевую роль. Неправильное питание может привести к задержке развития детей, замедлению познавательных процессов, социальным и эмоциональным нарушениям. Грудное вскармливание способствует полноценному формированию эмоциональных связей между матерью и ребёнком, активизирует познавательные процессы и обеспечивает уникальный состав питательных веществ, незаменимый для гармоничного развития. Цель работы: определить особенности психофизиологического развития детей, находящихся на грудном и искусственном вскармливании.

Материалы и методы. Проведено клиническое наблюдение за 650 детьми со дня их рождения до 7-летия в перинатальном центре (катамнестическое наблюдение). 58 детей в возрасте 6–7 лет составили контрольную группу. Всем детям, независимо от группы, был проведён тест Керна–Йирасека. Результаты тестов обработаны статистически с последующим определением индивидуальных оценок.

Результаты. Количественные показатели у обследованных детей соответствуют нормальному распределению, что подтверждает адаптацию методики к национальным особенностям детей. Показатели асимметрии и эксцесса всех тестов находятся в пределах 0–2 и не превышают 3, что указывает на надёжность методики. Анализ полученных данных показал значимость вида питания в умственном развитии ребёнка. Сравнение данных группы детей на искусственном вскармливании (18 детей) и смешанном питании (11 детей) не выявило значимых различий между ними. Сопоставление данных детей на искусственном вскармливании (18 детей) с детьми, получающими исключительно грудное молоко (29 детей), выявило значимые различия (р < 0,001). Уровень умственного и психофизиологического развития детей, находившихся на грудном вскармливании, в возрасте 6–7 лет оказался заметно выше.

Заключение. Грудное молоко обеспечивает нормальное психофизическое развитие детей, что способствует успешному школьному обучению. Дети, лишённые грудного вскармливания, имеют высокий риск нарушений в психофизиологическом развитии.

Об авторах

Ж. С. Сапарбаева
Ташкентская медицинская академия
Узбекистан


З. С. Сапарбаев
Ташкентская медицинская академия
Узбекистан


С. С. Гаибназаров
Ташкентская медицинская академия
Узбекистан


Рецензия

Для цитирования:


Сапарбаева Ж.С., Сапарбаев З.С., Гаибназаров С.С. Особенности психофизиологического развития детей с различными типами питания. Российский педиатрический журнал. 2025;28(1S):84-85. EDN: pkwweo

For citation:


Saparbaeva Zh.S., Saparbaev Z.S., Gaibnazarov S.S. Features of psychophysiological development in children with different types of nutrition. Russian Pediatric Journal. 2025;28(1S):84-85. (In Russ.) EDN: pkwweo

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)