Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Значимость работы в отделениях паллиативной помощи в подготовке педиатров

EDN: ueuvgg

Полный текст:

Аннотация

Актуальность. По данным ВОЗ, в России зарегистрировано около 1,8 млн человек с неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями, включая 34 тыс. детей. Подготовка специалистов для оказания паллиативной помощи требует комплексного подхода, учитывающего медицинские и психологические аспекты. Цель: определить влияние работы с детьми, нуждающимися в паллиативной помощи, на формирование профессиональных компетенций и психоэмоционального состояния студентов и ординаторов педиатрического профиля.

Материалы и методы. В работе участвовали 206 студентов-педиатров 5–6-го курсов и 54 ординатора. Использовался опросник, включавший вопросы о профессиональных навыках, психоэмоциональном состоянии и готовности к работе в отделении паллиативной помощи.

Результаты. Установлены определённые сходства и различия в воздействии работы с паллиативными больными на студентов и ординаторов. Большинство студентов (86,6%) отметили развитие профессиональных навыков: понимание медицинской этики (82,7%), ведение паллиативных больных (75,4%), коммуникативные навыки (57,7%) и психологическая поддержка (61,5%). Среди ординаторов 77,7% указали на улучшение профессиональных навыков, 55,6% — на углубление понимания этики и деонтологии. Однако 50% студентов и 60% ординаторов сообщили о негативном влиянии работы в отделении паллиативной помощи на психоэмоцио­нальное состояние. Эмоциональное истощение и стресс испытывали 51,9% студентов и 77,8% ординаторов. Для борьбы со стрессом 46,4% студентов и 40,2% ординаторов обсуждали переживания с коллегами, 32% студентов и 12,5% ординаторов использовали медитацию, а 21,6% студентов и 47,2% ординаторов занимались спортом. Работа с паллиативными больными изменила восприятие жизни у 60% респондентов. Около 20% стали чаще задумываться о смерти, при этом ординаторы чаще испытывали тревогу (15,3%), чем студенты (7,7%). Полностью готовыми к работе с неизлечимыми больными считали себя 42,3% студентов и 22,2% ординаторов. При этом 57,7% студентов и 77,8% ординаторов отметили, что их готовность снизилась или осталась прежней. Большинство студентов (75%) и ординаторов (89%) не планировали связывать карьеру с паллиативной помощью, хотя 61,5% студентов и 77,7% ординаторов оценили собственный опыт как положительный или нейтральный.

Выводы. Работа в отделении паллиативной помощи положительно влияет на профессиональные компетенции студентов и ординаторов, но лишь небольшая часть респондентов готова продолжить деятельность в этой сфере из-за высокого эмоционального напряжения.

Для цитирования:


Морозова Е.И., Шайхутдинова А.Н., Набиева Р.Р. Значимость работы в отделениях паллиативной помощи в подготовке педиатров. Российский педиатрический журнал. 2025;28(2S):42. EDN: ueuvgg

For citation:


Morozova E.I., Shaikhutdinova A.N., Nabieva R.R. The importance of working in palliative care departments in the training of pediatricians. Russian Pediatric Journal. 2025;28(2S):42. (In Russ.) EDN: ueuvgg

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)