Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Значимость работы в отделениях паллиативной помощи в подготовке педиатров

EDN: ueuvgg

Аннотация

Актуальность. По данным ВОЗ, в России зарегистрировано около 1,8 млн человек с неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями, включая 34 тыс. детей. Подготовка специалистов для оказания паллиативной помощи требует комплексного подхода, учитывающего медицинские и психологические аспекты. Цель: определить влияние работы с детьми, нуждающимися в паллиативной помощи, на формирование профессиональных компетенций и психоэмоционального состояния студентов и ординаторов педиатрического профиля.

Материалы и методы. В работе участвовали 206 студентов-педиатров 5–6-го курсов и 54 ординатора. Использовался опросник, включавший вопросы о профессиональных навыках, психоэмоциональном состоянии и готовности к работе в отделении паллиативной помощи.

Результаты. Установлены определённые сходства и различия в воздействии работы с паллиативными больными на студентов и ординаторов. Большинство студентов (86,6%) отметили развитие профессиональных навыков: понимание медицинской этики (82,7%), ведение паллиативных больных (75,4%), коммуникативные навыки (57,7%) и психологическая поддержка (61,5%). Среди ординаторов 77,7% указали на улучшение профессиональных навыков, 55,6% — на углубление понимания этики и деонтологии. Однако 50% студентов и 60% ординаторов сообщили о негативном влиянии работы в отделении паллиативной помощи на психоэмоцио­нальное состояние. Эмоциональное истощение и стресс испытывали 51,9% студентов и 77,8% ординаторов. Для борьбы со стрессом 46,4% студентов и 40,2% ординаторов обсуждали переживания с коллегами, 32% студентов и 12,5% ординаторов использовали медитацию, а 21,6% студентов и 47,2% ординаторов занимались спортом. Работа с паллиативными больными изменила восприятие жизни у 60% респондентов. Около 20% стали чаще задумываться о смерти, при этом ординаторы чаще испытывали тревогу (15,3%), чем студенты (7,7%). Полностью готовыми к работе с неизлечимыми больными считали себя 42,3% студентов и 22,2% ординаторов. При этом 57,7% студентов и 77,8% ординаторов отметили, что их готовность снизилась или осталась прежней. Большинство студентов (75%) и ординаторов (89%) не планировали связывать карьеру с паллиативной помощью, хотя 61,5% студентов и 77,7% ординаторов оценили собственный опыт как положительный или нейтральный.

Выводы. Работа в отделении паллиативной помощи положительно влияет на профессиональные компетенции студентов и ординаторов, но лишь небольшая часть респондентов готова продолжить деятельность в этой сфере из-за высокого эмоционального напряжения.

Об авторах

Е. И. Морозова
Казанский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия


А. Н. Шайхутдинова
Казанский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия


Р. Р. Набиева
Казанский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия


Рецензия

Для цитирования:


Морозова Е.И., Шайхутдинова А.Н., Набиева Р.Р. Значимость работы в отделениях паллиативной помощи в подготовке педиатров. Российский педиатрический журнал. 2025;28(2S):42. EDN: ueuvgg

For citation:


Morozova E.I., Shaikhutdinova A.N., Nabieva R.R. The importance of working in palliative care departments in the training of pediatricians. Russian Pediatric Journal. 2025;28(2S):42. (In Russ.) EDN: ueuvgg

Просмотров: 12


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)