Preview

Russian Pediatric Journal

Advanced search

Rehabilitation of children with congenital maxillofacial pathology taking into account the psychological status

EDN: shoajz

Abstract

Актуальность. Аномалии развития челюстно-лицевой области значительно влияют на психологический статус детей и ухудшают качество их жизни. Вопросы реабилитации детей с учётом их психологического статуса являются актуальными. Цель: определить психологические особенности детей с аномалиями развития челюстно-лицевой области для оптимизации психокоррекционной работы.

Материалы и методы. Обследовано 18 детей в возрасте 10–14 лет с врождённой челюстно-лицевой патологией. Социально-психологические особенности оценивали с помощью опросника, психологических тестов Розенцвейга, Шмишека и проективных рисуночных методик. По данным обследования в рамках психологической коррекции применяли методы семейной и рациональной психотерапии, аудиовизуальную и арт-терапию.

Результаты. Установлено, что 30% детей воспитывались в неполной семье, 2 детей — в интернате. Большинство детей с аномалиями развития челюстно-лицевой области имели нарушение адаптации к школе, что проявлялось трудностями освоения современных знаний, атмосферой враждебности или отвергания со стороны сверстников. Тест Розенцвейга в 89% детей выявил чрезмерную фиксацию на защите своего «Я», нарушение социального взаимодействия и множество личностных проблем, обусловленных неадекватным, агрессивным, уничижающим отношением окружающих к детям. По данным теста Шмишека, у 83% детей выявлена поведенческая изменчивость от психологической нормо-акцентуации до пограничной аномальной личности. Анализ рисуночных тестов показал высокий уровень тревожности, ощущение незащищённости, сниженную самооценку, чувство неполноценности, желание уединиться у всех больных. После проведения коррекционных мероприятий у 44% детей появились реакции, характеризующие рациональный стиль поведения в ситуации фрустрации, направленный на её разрешение. Анализ самооценки больными своего эстетического и функционального состояния после проведённой психокоррекционной работы показал, что 44% больных считают лечение незаконченным, 83% хотели бы повторно обратиться за консультацией и возможным лечением. У 2 детей оказался сформирован специфический психологический комплекс, который требует обязательной работы профильного специалиста.

Заключение. Регулярное консультирование по вопросам возможности преодоления, уменьшения или снятия личных, семейных и общественных конфликтов позволяет плодотворно справляться с задачами, направленными на улучшение качества жизни детей инвалидов и повышает их психосоматические возможности.

About the Authors

S. Yu. Elizarova
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского Минздрава России
Russian Federation


O. V. Sidorovich
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского Минздрава России
Russian Federation


A. V. Khizhnyak
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского Минздрава России
Russian Federation


Ya. S. Lazarenko
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского Минздрава России
Russian Federation


Yu. M. Spivakovsky
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского Минздрава России
Russian Federation


Review

For citations:


Elizarova S.Yu., Sidorovich O.V., Khizhnyak A.V., Lazarenko Ya.S., Spivakovsky Yu.M. Rehabilitation of children with congenital maxillofacial pathology taking into account the psychological status. Russian Pediatric Journal. 2025;28(4S):34-34. (In Russ.) EDN: shoajz

Views: 5


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)