Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Реабилитация детей с врождённой челюстно-лицевой патологией с учётом психологического статуса

EDN: shoajz

Аннотация

Актуальность. Аномалии развития челюстно-лицевой области значительно влияют на психологический статус детей и ухудшают качество их жизни. Вопросы реабилитации детей с учётом их психологического статуса являются актуальными. Цель: определить психологические особенности детей с аномалиями развития челюстно-лицевой области для оптимизации психокоррекционной работы.

Материалы и методы. Обследовано 18 детей в возрасте 10–14 лет с врождённой челюстно-лицевой патологией. Социально-психологические особенности оценивали с помощью опросника, психологических тестов Розенцвейга, Шмишека и проективных рисуночных методик. По данным обследования в рамках психологической коррекции применяли методы семейной и рациональной психотерапии, аудиовизуальную и арт-терапию.

Результаты. Установлено, что 30% детей воспитывались в неполной семье, 2 детей — в интернате. Большинство детей с аномалиями развития челюстно-лицевой области имели нарушение адаптации к школе, что проявлялось трудностями освоения современных знаний, атмосферой враждебности или отвергания со стороны сверстников. Тест Розенцвейга в 89% детей выявил чрезмерную фиксацию на защите своего «Я», нарушение социального взаимодействия и множество личностных проблем, обусловленных неадекватным, агрессивным, уничижающим отношением окружающих к детям. По данным теста Шмишека, у 83% детей выявлена поведенческая изменчивость от психологической нормо-акцентуации до пограничной аномальной личности. Анализ рисуночных тестов показал высокий уровень тревожности, ощущение незащищённости, сниженную самооценку, чувство неполноценности, желание уединиться у всех больных. После проведения коррекционных мероприятий у 44% детей появились реакции, характеризующие рациональный стиль поведения в ситуации фрустрации, направленный на её разрешение. Анализ самооценки больными своего эстетического и функционального состояния после проведённой психокоррекционной работы показал, что 44% больных считают лечение незаконченным, 83% хотели бы повторно обратиться за консультацией и возможным лечением. У 2 детей оказался сформирован специфический психологический комплекс, который требует обязательной работы профильного специалиста.

Заключение. Регулярное консультирование по вопросам возможности преодоления, уменьшения или снятия личных, семейных и общественных конфликтов позволяет плодотворно справляться с задачами, направленными на улучшение качества жизни детей инвалидов и повышает их психосоматические возможности.

Об авторах

С. Ю. Елизарова
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского Минздрава России
Россия


О. В. Сидорович
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского Минздрава России
Россия


А. В. Хижняк
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского Минздрава России
Россия


Я. С. Лазаренко
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского Минздрава России
Россия


Ю. М. Спиваковский
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского Минздрава России
Россия


Рецензия

Для цитирования:


Елизарова С.Ю., Сидорович О.В., Хижняк А.В., Лазаренко Я.С., Спиваковский Ю.М. Реабилитация детей с врождённой челюстно-лицевой патологией с учётом психологического статуса. Российский педиатрический журнал. 2025;28(4S):34-34. EDN: shoajz

For citation:


Elizarova S.Yu., Sidorovich O.V., Khizhnyak A.V., Lazarenko Ya.S., Spivakovsky Yu.M. Rehabilitation of children with congenital maxillofacial pathology taking into account the psychological status. Russian Pediatric Journal. 2025;28(4S):34-34. (In Russ.) EDN: shoajz

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)