Родительские стратегии в питании детей: от традиций к трендам
EDN: tviust
Аннотация
Актуальность. Формирование рациона питания ребёнка раннего возраста представляет собой сложный процесс, на который влияют не только педиатрические рекомендации, но и социальные, информационные и потребительские факторы. Родители сталкиваются с необходимостью навигации в противоречивом информационном пространстве, где традиционные взгляды соседствуют с модными трендами и агрессивным маркетингом. Цель: определить факторы, влияющие на формирование потребительских стратегий родителей при организации питания детей раннего возраста.
Материалы и методы. Интервьюировали 104 матерей с детьми от 6 мес до 3 лет (медиана 1 год 11 мес). Возраст матерей от 21 до 41 года (медиана 32 года), 78,7% — с высшим образованием, у 45,7% респондентов — один ребёнок, у 35% — 2, 20,3% — многодетные.
Результаты. Основными источниками информации о питании детей респонденты назвали социальные сети и другие электронные СМИ — 27,7%. Рекомендации диетологов и медработников использовали 25,5% родителей, специализированную литературу — 24,5%, советам более опытных родителей следовали 14,9%, 7,4% ответили «другое». Непосредственным результатом этого влияния стал тренд на отход от традиционных продуктов прикорма в пользу инновационного подхода: большинство родителей вводят в рацион детей первого года экзотические фрукты (киви — 57,4%, авокадо — 52,1%, орехи — 47,9%), лишь 27,7% не давали подобные продукты детям до 2 лет. Ключевые мотивы их введения: убеждённость в высоком содержании витаминов (51,5%), возможность приобретения их для семейного стола и пищевой интерес ребёнка (18,1%), содержание клетчатки (13,6%). Внесение разнообразия в питание стало побудительной причиной для 10,6% родителей, столько же считают такие продукты «суперфудами». Одновременно растёт отказ от традиционных продуктов: введение продуктов из цельного коровьего и козьего молока до года считают недопустимым 70% и 66% респондентов соответственно.
Заключение. Ключевой фактор, определяющий выбор родителей при организации питания детей раннего возраста в настоящее время, — влияние информационного поля и модных трендов, подчас не имеющих доказательной базы. Это формирует новую потребительскую модель, в которой рацион ребёнка строится на основе доступности экзотических продуктов и их позиционирования как особенно ценных, что зачастую происходит без учёта региональных особенностей питания и физиологических потребностей ребёнка.
Об авторах
М. Ф. КалимуллинаРоссия
Р. Ф. Калимуллина
Россия
Рецензия
Для цитирования:
Калимуллина М.Ф., Калимуллина Р.Ф. Родительские стратегии в питании детей: от традиций к трендам. Российский педиатрический журнал. 2025;28(5S):37-38. EDN: tviust
For citation:
Kalimullina M.F., Kalimullina R.F. Parental strategies in child nutrition: from traditions to trends. Russian Pediatric Journal. 2025;28(5S):37-38. (In Russ.) EDN: tviust




















