Аннотация
Актуальность. В начале пандемии COVID-19 считалось, что дети болеют коронавирусной инфекцией редко. Однако анализ заболеваемости за 2020-2022 гг. показал, что количество детей, перенёсших COVID-19, непрерывно увеличивается. Установлена высокая частота поражений центральной и периферической нервной системы различной тяжести и выраженности у детей, что обусловлено нейротропностью SARS-CoV-2. Возникновение неврологических нарушений после COVID-19 у детей требует поиска и подбора эффективных реабилитационных методик. Цель работы: повышение эффективности реабилитации детей, перенесших COVID-19 благодаря применению методик на основе биологической обратной связи (БОС). Материалы и методы. В нашем учреждении был дважды организован круглосуточный центр по борьбе с COVID-19, в который поступило более 500 детей, преимущественно с тяжёлой хронической патологией. За короткий срок госпитализации с детьми успешно занимались психологи, проводились неконтактные методики физиотерапии, такие как полихроматический некогерентный поляризованный свет с противовоспалительной, микроциркуляторной и иммунокорригирующей целью. Спустя 1-2 мес после заболевания для реабилитации в отделение обратились 5 пациентов 6-16 лет с последствиями перенесённого COVID-19. Дети имели нарушения со стороны нервной системы: спастический гемипарез, невротические реакции и мононеврозы, расстройства мочеиспускания в форме нейрогенного мочевого пузыря. В отделении проводился курс комплексной реабилитации, который, кроме занятий с психологами и специалистами по лечебной физкультуре, включал галотерапию и энтеральную оксигенотерапию. Учитывая характер неврологических нарушений, дополнительно проводились корректирующие занятия с применением БОС, а также сухие иммерсионные и жемчужно-пузырьковые ванны, координирующие психоэмоциональное состояние больных. При нарушении мелкой моторики использовали метод с БОС по линейной скорости перемещения. При нейрогенном мочевом пузыре проводился курс электростимуляции мышц тазового дна с применением БОС. При дисфункции вегетативной нервной системы с преобладанием ваготонии, астеноневротическим синдромом, синусовой тахикардией проводился курс занятий по коррекции дыхания с применением БОС. Пациентам с моторными тиками организованы релаксационные тренинги с применением БОС по температуре и кожно-гальванической реакции. Результаты. По окончании курса занятий с применением методов БОС у детей, перенёсших COVID-19, отмечалась положительная динамика в виде полного или частичного регресса симптоматики. Заключение. Включение психофизиологических методов на основе БОС в комплексную реабилитацию детей, перенёсших COVID-19, позволяет не только повысить адаптационные и резервные возможности растущего организма, но и улучшить респираторную функцию, нормализовать психоэмоциональное состояние, мотивировать на выздоровление и социализацию в обществе.