Аннотация
Актуальность. Выявление нарушений сна у младших школьников является актуальной задачей, поскольку уже доказано их влияние на формирование у детей различных форм патологии: ожирения, диабета, артериальной гипертензии. Анализ нарушений сна и дыхания в период сна у детей представляется необходимым для создания современных профилактических технологий уменьшения рисков развития школьно-обусловленных заболеваний. Цель: определить спектр и частоту встречаемости нарушений сна и дыхания во время сна, а также особенности режима дня и ночи, сопряжённых с этими нарушениями. Материалы и методы. Проведён анализ анкет для родителей 262 детей (142 мальчика и 120 девочек) - учащихся 1-2-х и 3-4-х классов общеобразовательных школ. Анкета была составлена с включением признаков нарушений сна (инсомния, парасомния) и дыхания во время сна, а также вопросов по режиму бодрствования и сна (всего 17 блоков вопросов) с вариантами ответов «да»/«нет»/«не знаю». Результаты ответов на вопросы по качеству сна сопоставляли с ответами по режиму дня и гигиене сна. Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием пакета программ «IBM SPSS Statistics v.26». Результаты. Трудности при пробуждении отмечены у 33% школьников; 31% детей имели хотя бы один признак нарушения сна: длительное засыпание (более 30 мин) - 19%, сноговорение - 18%, страшные сновидения - 12%, храп/шумное дыхание во сне - 12%, частые ночные пробуждения - 8%, различные движения во сне - 5%. Значимым нарушением режима дня при сохранении этих жалоб были позднее засыпание и использование гаджетов перед сном. Храп или шумное дыхание были сопряжены с частыми острыми респираторными инфекциями (7-10 раз в течение года). Такой косвенный признак нарушения дыхания во сне, как сухость во рту после пробуждения, был выявлен у 20% школьников, раздражительность в утренние часы - у 19%, увеличенное утреннее потребление жидкости - у 9%, дневная сонливость - у 7%, утренняя головная боль - у 7%. Родители отмечали также вялость у 16% детей, общую усталость - у 14%, снижение внимания - у 12%. Заключение. Признаки нарушений сна и/или дыхания во сне выявлены у 31% младших школьников. Большинство из них сопряжены с частыми острыми респираторными инфекциями или нарушениями гигиены сна у обследованных детей. Полученные данные могут быть использованы для определения среди младших школьников групп риска развития социально значимых заболеваний и для разработки персонализированных программ их профилактики.