Аннотация
Актуальность. Проблема влияния среды на развитие ребёнка остаётся весьма значимой. В случаях, когда ребёнок полностью или частично лишён эмоциональных воздействий со стороны родителей, следует говорить о неблагоприятных условиях его развития. Цель работы - усовершенствовать условия интернатной среды и улучшить медико-психологическую поддержку воспитанников. Материалы и методы. Нами разработана программа, которая направлена на предупреждение и уменьшение негативных последствий психоэмоциональной депривации детей. Были сформированы три выборки воспитанников интерната по 26 детей. В состав первой выборки вошли дети в возрасте 5-7 лет (группа дошкольного возраста). Вторую выборку составили дети в возрасте 8-10 лет (группа младшего школьного возраста). Подростки в возрасте 12-14 лет вошли в состав третьей выборки. Результаты. Установлено, что у воспитанников интерната на каждом возрастном этапе возникают различные трудности развития, которые определяются специфическими особенностями среды обитания и/или стрессовыми ситуациями. У детей дошкольного возраста эмоциональные нарушения обусловлены преимущественно недостаточной саморегуляцией или проявлениями дезадаптивных поведенческих реакций. В младшем школьном возрасте у детей проявляются эмоциональная неустойчивость, агрессивность, отсутствие навыков нормативного поведения, нарушения сна, ночные кошмары, низкая социальная активность. Более ярко выраженные враждебность к окружающим, отстранённость от сверстников, агрессивность, личностная невротизация, ограничения социальных контактов были выявлены у обследованных подростков. При психолого-педагогической поддержке воспитанников у 66,7% детей стабилизировались сон и аппетит. У 66,7% детей повысился жизненный тонус. Уровень тревожности и эмоциональная лабильность у детей существенно уменьшились. Отмечена положительная динамика школьной успеваемости. Учебная активность увеличилась у 45,8% воспитанников. Положительные изменения в результате организации программы произошли также в экспериментальной группе подростков-сирот. Заключение. Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение воспитанников интерната способствуют формированию позитивных поведенческих установок у детей разных возрастных групп. У детей-сирот младшего школьного возраста отмечена позитивная динамика школьной успешности, психофизического и эмоционального состояния. Адаптация к сложным жизненным ситуациям более сложно протекает у подростков. У детей дошкольного возраста процесс адаптации проходит легче.