Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

Аннотация

Актуальность. Проблема влияния среды на развитие ребёнка остаётся весьма значимой. В случаях, когда ребёнок полностью или частично лишён эмоциональных воздействий со стороны родителей, следует говорить о неблагоприятных условиях его развития. Цель работы - усовершенствовать условия интернатной среды и улучшить медико-психологическую поддержку воспитанников. Материалы и методы. Нами разработана программа, которая направлена на предупреждение и уменьшение негативных последствий психоэмоциональной депривации детей. Были сформированы три выборки воспитанников интерната по 26 детей. В состав первой выборки вошли дети в возрасте 5-7 лет (группа дошкольного возраста). Вторую выборку составили дети в возрасте 8-10 лет (группа младшего школьного возраста). Подростки в возрасте 12-14 лет вошли в состав третьей выборки. Результаты. Установлено, что у воспитанников интерната на каждом возрастном этапе возникают различные трудности развития, которые определяются специфическими особенностями среды обитания и/или стрессовыми ситуациями. У детей дошкольного возраста эмоциональные нарушения обусловлены преимущественно недостаточной саморегуляцией или проявлениями дезадаптивных поведенческих реакций. В младшем школьном возрасте у детей проявляются эмоциональная неустойчивость, агрессивность, отсутствие навыков нормативного поведения, нарушения сна, ночные кошмары, низкая социальная активность. Более ярко выраженные враждебность к окружающим, отстранённость от сверстников, агрессивность, личностная невротизация, ограничения социальных контактов были выявлены у обследованных подростков. При психолого-педагогической поддержке воспитанников у 66,7% детей стабилизировались сон и аппетит. У 66,7% детей повысился жизненный тонус. Уровень тревожности и эмоциональная лабильность у детей существенно уменьшились. Отмечена положительная динамика школьной успеваемости. Учебная активность увеличилась у 45,8% воспитанников. Положительные изменения в результате организации программы произошли также в экспериментальной группе подростков-сирот. Заключение. Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение воспитанников интерната способствуют формированию позитивных поведенческих установок у детей разных возрастных групп. У детей-сирот младшего школьного возраста отмечена позитивная динамика школьной успешности, психофизического и эмоционального состояния. Адаптация к сложным жизненным ситуациям более сложно протекает у подростков. У детей дошкольного возраста процесс адаптации проходит легче.

Об авторах

А. Г. Роговцова
Луганский государственный медицинский университет им. Святителя Луки
Россия


В. С. Тюрин
Луганский государственный медицинский университет им. Святителя Луки
Россия


А. Д. Каракошенко
Луганский государственный медицинский университет им. Святителя Луки
Россия


В. А. Мочалова
Луганский государственный медицинский университет им. Святителя Луки
Россия


Рецензия

Для цитирования:


Роговцова А.Г., Тюрин В.С., Каракошенко А.Д., Мочалова В.А. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА. Российский педиатрический журнал. 2022;25(4):281-281.

For citation:


Rogovtsova A.G., Tyurin V.S., Karakoshenko A.D., Mochalova V.A. FEATURES OF PSYCHO-EMOTIONAL DEVELOPMENT OF CHILDREN LIVING IN AN ORPHANAGE. Russian Pediatric Journal. 2022;25(4):281-281. (In Russ.)

Просмотров: 50


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)