Совершенствование деятельности сестринского персонала медицинского исследовательского центра
https://doi.org/10.46563/1560-9561-2022-25-3-186-192
EDN: phsrjk
Аннотация
Введение. Вместе с врачебным персоналом в оказании современной высокотехнологичной медицинской помощи участвуют специалисты со средним медицинским и высшим (сестринским) образованием. Одним из важнейших условий совершенствования деятельности среднего медицинского персонала педиатрических учреждений является непрерывное профессиональное развитие специалистов со средним медицинским образованием, направленное на приобретение ими современных знаний и навыков, их применение в практической деятельности, формирование специалистов, мотивированных к саморазвитию и достижению профессионального успеха.
Цель работы — установить особенности профессиональной деятельности специалистов сестринского звена медицинского исследовательского центра, оказывающего высокотехнологичную медицинскую помощь, и определить пути дальнейшего развития сестринской помощи.
Материалы и методы. Проанализированы данные кадрового учёта Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей и данные федерального статистического наблюдения по России и Москве, собственные данные опросов и анкетирования.
Результаты. Установлено, что 35% медицинских сестёр НМИЦ здоровья детей имеют высшую квалификационную категорию. Укомплектованность Центра сестринскими кадрами составляет 84,5%, что выше среднего по России. Медицинские сестры участвовали в помощи 37 тыс. пациентам круглосуточного стационара и оказании 860 тыс. амбулаторных услуг. Они выступили с докладами на 8 научно-практических конференциях, с их участием опубликованы учебные пособия и статьи, получены 6 патентов на изобретения, подготовлены программы повышения квалификации.
Заключение. НМИЦ здоровья детей является стартовой площадкой для инновационной работы сестринского персонала, непрерывного совершенствования его знаний и умений. Формирование новых мотиваций является залогом успеха творческой деятельности детских медицинских сестёр. Представленные авторами пути повышения качества работы детских медицинских сестер Центра обеспечат расширение функций специалистов сестринского дела, позволят развивать средний медицинский персонал в профессии и полностью использовать их возможности для квалифицированного оказания сестринской помощи детям.
Участие авторов:
Бирюкова Е.Г., Фисенко А.П. — концепция и дизайн исследования;
Бирюкова Е.Г., Борисов И.А. — сбор и обработка материала;
Бирюкова Е.Г. — статистическая обработка материала;
Бирюкова Е.Г., Борисов И.А. — написание текста;
Комарова О.В. — редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила 07.06.2022
Принята к печати 10.06.2022
Опубликована 14.07.2022
Об авторах
Елена Геннадьевна БирюковаРоссия
Канд. мед. наук, зав. курса «Сестринское дело», доцент каф. педиатрии и общественного здоровья Института подготовки медицинских кадров ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.
e-mail: birukova@nczd.ru
Андрей Петрович Фисенко
Россия
Доктор мед. наук, проф., директор ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.
e-mail: director@nczd.ru
Иван Алексеевич Борисов
Россия
Зам. директора по общим вопросам, гл. мед. брат кадров ФГАУ «НМИЦ центр здоровья детей» Минздрава России.
e-mail: borisov.ia@nczd.ru
Ольга Викторовна Комарова
Россия
Доктор мед. наук, зам. директора ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России по международным связям, руководитель Института подготовки медицинских кадров.
e-mail: komarova@nczd.ru
Список литературы
1. Быковская Т.Ю., Ляшенко K.Н. Качество медицинской помощи на современном этапе реализации национального проекта «Здоровье» (методические, медико-социологические и правовые аспекты). Менеджер здравоохранения. 2016; (5): 25-32.
2. Захарова Л.Д., Двойников С.Е. Сестринское дело в педиатрии. Самара: Перспектива; 2012.
3. Зарубина Т.А. Управление профессиональным развитием в современных организациях. Молодой ученый. 2016; (17): 389-92.
4. Regino D.D.S.G., Nascimento J.D.S.G., Parada C.M.G.L., Duarte M.T.C., Tonete V.L.P. Training and evaluation of professional competency in pediatric nursing: perspective of university professors. Rev. Esc. Enferm. USP. 2019; 53: e03454. https://doi.org/10.1590/S1980-220X2018002703454
5. Двойников С.И. Общепрофессиональные аспекты деятельности средних медицинских работников. M.: ГЭОТАР-Медиа; 2015.
6. Кострицина Г.К., Сафонова Е.М. Инновационные технологии в сестринской практике многопрофильной клиники. Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2014; 4(10): 1077-9.
7. Mannix T., Parry Y., Roderick A. Improving clinical handover in a paediatric ward: implications for nursing management. J. Nurs. Manag. 2017; 25(3): 215-22. https://doi.org/10.1111/jonm.12462
8. Onororemu O.E., Alschech J., McCabe J., Sanders C. Pediatric practicums in undergraduate nursing programs: an integrative review.Int. J. Nurs. Educ. Scholarsh. 2022; 19(1). https://doi.org/10.1515/ijnes-2021-0091
9. Straub C., Heinzmann A., Krueger M., Bode S.F.N. Nursing staff’s and physicians’ acquisition of competences and attitudes to interprofessional education and interprofessional collaboration in pediatrics. BMC Med. Educ. 2020; 20(1): 213. https://doi.org/10.1186/s12909-020-02128-y
10. Павлов Ю.И., Холопов А.А. Работа с информацией при проведении научных исследований в сестринском деле. Главная медицинская сестра. 2012; (6): 136-50.
11. Латышова А.А., Несветайло Н.Я., Люцко В.В. Основные тенденции динамики обеспеченности средним медицинским персоналом в Российской Федерации за период 2015-2019 гг. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020; (4): 341-53. https://doi.org/10.24411/2312-2935-2020-00117
12. Турзин П.С., Ходырева Л.А., Дударева А.А. Динамика соотношения численности «врач - средний медицинский персонал». Экспериментальная и клиническая урология. 2020; (1): 22-7. https://doi.org/10.29188/2222-8543-2020-12-1-22-27
13. Bayless A.K., Wyatt T.H., Raynor H. Self-regulation in pediatric nursing literature: an evolutionary concept exploration. Res. Theory Nurs. Pract. 2021; RTNP-D-20-00084. https://doi.org/10.1891/RTNP-D-20-00084
14. Аксенова Е.И., Бурковская Ю.В., Хороших В.Г. Оптимальная модель определения укомплектованности медицинских кадров. Экспертный обзор. М.; 2021.
15. Тимошенко В.А., Афанаскина М.С. Повышенный уровень образования медицинских сестер - потребность сегодняшнего дня. Главная медицинская сестра. 2014; (8): 67-9.
16. Mörelius E., Foster M., Gill F.J. A scoping review of nursing research priorities in pediatric care. J. Pediatr. Nurs. 2020; 52: e57-69. https://doi.org/10.1016/j.pedn.2020.01.006
17. Шахабов И.В., Мельников Ю.Ю., Смышляев А.В. Ключевые аспекты пациент-ориентированной модели управления медицинской организацией. Научное обозрение. Медицинские науки. 2020; (3): 34-8. https://doi.org/10.17513/srms.1112
18. Knippa S., Rauen C.A., Muller M. Attention to detail. Crit. Care Nurse. 2019; 39(3): 67-71. https://doi.org/10.4037/ccn2019144
19. Butler G.A., Hupp D.S. Pediatric quality and safety: a nursing perspective. Pediatr. Clin. North Am. 2016; 63(2): 329-39. https://doi.org/10.1016/j.pcl.2015.11.005
20. Montgomery E.E., Thomas A., Abulebda K., Sanseau E., Pearson K., Chipman M., et al. Development and implementation of a pediatric telesimulation intervention for nurses in community emergency departments. J. Emerg. Nurs. 2021; 47(5): 818-23.e1. https://doi.org/10.1016/j.jen.2021.01.013
21. Oh W.O., Kim E., Im Y., Han J., Kim M. Developing a conceptual model of pediatric inpatient safety accidents: A mixed methods approach. Nurs. Health Sci. 2020; 22(3): 777-86. https://doi.org/10.1111/nhs.12728
22. Калининская А.А., Гаджиева Л.А., Гажева А.В., Сулькина Ф.А., Терентьева Д.С. Деятельность медицинской сестры в России и за рубежом. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2017; (1): 19-25
23. Diogo P.M.J., Freitas B.H.B.M., Costa A.I.LD., Gaíva M.A.M. Care in pediatric nursing from the perspective of emotions: from Nightingale to the present. Rev. Bras. Enferm. 2021; 74(4): e20200377. https://doi.org/10.1590/0034-7167-2020-0377 (in English, Portuguese)
24. Модестов А.А., Фисенко А.П., Бирюкова Е.Г. Развитие сестринских компетенций в педиатрии. Российский педиатрический журнал. 2020; 23(2): 106-16. https://doi.org/10.18821/1560-9561-2020-23-2-106-115
25. Карасева Л.А., Екимова Н.А. Развитие сестринского персонала на рабочем месте в процессе внедрения инновационных видов деятельности. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020; (1): 152-60. https://doi.org/10.24411/2312-2935-2020-00012
26. Gibson C.A., Stelter A.J., Haglund K.A., Lerret S.M. Pediatric nurses’ perspectives on medication teaching in a children’s hospital. J. Pediatr. Nurs. 2017; 36: 225-31. https://doi.org/10.1016/j.pedn.2017.07.002
27. Фисенко А.П., ред. Инфекция SARS-CoV-2 у детей (Опыт ФГАУ НМИЦ здоровья детей Минздрава России). М.; 2022
28. Gelineau-Morel R., Dilts J. Virtual education during COVID-19 and beyond. Pediatr. Neurol. 2021; 119: 1-2. https://doi.org/10.1016/j.pediatrneurol.2021.02.008
29. Модестов А.А., Бирюкова Е.Г., Борисов И.А. Развитие клинических сестринских компетенций. М.; 2020.
30. Модестов А.А., Фисенко А.П., Бирюкова Е.Г. Человеческий капитал медицинской организации. Российский педиатрический журнал. 2020; 23(6): 372-7. http://doi.org/10.18821/1560-9561-2020-23-6-372-377
31. Екимова Н.А., Карасева Л.А. Рационализация системы непрерывного профессионального развития в специализированной медицинской организации. Главврач. 2018; (2): 48-55.
32. Эшназарова М.Ю. Moodle - свободная система управления обучением. Образование и воспитание. 2015; (3): 41-4.
33. Harrison T.M., Steward D., Tucker S., Fortney C.A., Militello L.K., Smith L.H., et al. The future of pediatric nursing science. Nurs. Outlook. 2020; 68(1): 73-82. https://doi.org/10.1016/j.outlook.2019.06.020
Рецензия
Для цитирования:
Бирюкова Е.Г., Фисенко А.П., Борисов И.А., Комарова О.В. Совершенствование деятельности сестринского персонала медицинского исследовательского центра. Российский педиатрический журнал. 2022;25(3):186-192. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2022-25-3-186-192. EDN: phsrjk
For citation:
Biryukova E.G., Fisenko A.P., Borisov I.A., Komarova O.V. Improving the activities of the nursing staff at the medical research center. Russian Pediatric Journal. 2022;25(3):186-192. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2022-25-3-186-192. EDN: phsrjk