Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Социально-психологические риски и здоровье подростков

https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-5-337-346

EDN: tctjkt

Аннотация

Цель: определить современные социально-психологические факторы, влияющие на здоровье подростков, для обоснования актуальных направлений профилактической работы.

Материалы и методы. В 2020–2022 гг. проведён опрос 6253 школьников в возрасте 11–17 лет из 8 федеральных округов Российской Федерации. Дизайн: одноцентровое, нерандомизированное, неконтролируемое исследование.

Результаты. Распространены связанные между собой социально-психологические факторы, оказывающие негативное влияние на физическое, психологическое и социальное благополучие подростков. В их числе — социальные факторы: низкая физическая активность (22,6%), отсутствие организованного досуга (26%), травматизм (30%), использование элек-тронных цифровых устройств и интернета без соблюдения гигиенических норм (30%), нерациональное питание (17%); психологические факторы: проблемные отношения в семье (13%), с учителями (12%), со сверстниками (30%), буллинг (21%), кибербуллинг (16%). С возрастом у подростков отмечена отрицательная динамика по отдельным социально-психологическим факторам: организация питания (потребление фруктов и овощей), временной регламент пользования га-джетами, доверительные отношения с родителями.

Заключение. Значимыми мерами улучшения ситуации является внедрение мониторинга социально-психологических факторов, влияющих на здоровье подростков, в программу ежегодных профилактических медицинских осмотров, оптимизация мер по формированию здорового образа жизни, совершенствование межведомственного взаимодействия по работе с подростками, повышение ответственности родителей за сохранение здоровья детей.

Участие авторов:
Лазуренко С.Б., Фисенко А.П., Хитрюк В.В. — концепция и дизайн исследования;
Свиридова Т.В., Комарова О.В. — сбор и обработка материала;
Конова С.Р., Свиридова Т.В. — статистическая обработка;
Конова С.Р., Свиридова Т.В. — написание текста;
Лазуренко С.Б., Конова С.Р. — редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Финансирование. Работа выполнена в рамках Государственного задания ФГБУ «Российская академия образования № 075-00693-23-00 от 27.12.2022.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила 31.08.2023
Принята к печати 12.09.2023
Опубликована 31.10.2023

Об авторах

Татьяна Васильевна Свиридова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Канд. психол. наук, зав. лаб. специальной психологии и коррекционного обучения ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.

e-mail: teenspsy@yandex.ru



Андрей Петрович Фисенко
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Доктор мед. наук, проф., директор ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.

e-mail: director@nczd.ru



Светлана Борисовна Лазуренко
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России; ФГБУ «Российская академия образования»
Россия

Доктор пед. наук, проф. РАО, член-корр. РАО, начальник Центра психолого-педагогической помощи в педиатрии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, гл. науч. сотр. ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», начальник центра развития инклюзивного образования ФГБУ «Российская академия образования.

e-mail: lazurenko@nczd.ru

 



Светлана Романовна Конова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Доктор мед. наук, гл. науч. сотр. лаб. социальной педиатрии и качества жизни ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.

e-mail: konova@nczd.ru



Ольга Викторовна Комарова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Доктор мед. наук, зам. директора ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России по международным связям, руководитель Института подготовки медицинских кадров, руководитель Отдела международных научных связей.

e-mail: komarova@nczd.ru



Вера Валерьевна Хитрюк
«Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка»
Беларусь

доктор пед. наук, директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка.

e-mail: hvv64@tut.by



Список литературы

1. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы здоровьесбережения обучающихся в Десятилетие детства в России (2018–2027 гг.). Российский педиатрический журнал. 2018; 21(1): 31–7. https://doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-1-31-37 https://elibrary.ru/ywjewk

2. Модестов А.А., Бондарь В.И., Косова С.А., Малькова Г.А. Центры здоровья для детей как основа модернизации профилактического направления в педиатрии. Заместитель главного врача. 2014; (5): 22–9. https://elibrary.ru/scxmil

3. Шишова А.В., Жданова Л.А. Перспективные направления развития школьного здравоохранения в рамках реализации концепции деятельности центров здоровья по формированию здоровья учащихся. Общественное здоровье и здравоохранение. 2011; (4): 25–7. https://elibrary.ru/okmguh

4. Модестов А.А., Косова С.А., Бондарь В.И., Неволин Ю.С., Федоткина С.А., Фаррахов А.З. Модернизация профилактического направления в педиатрии: проблемные зоны и возможности. Профилактическая медицина. 2013; 16(3): 14–21. https://elibrary.ru/qyowrv

5. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Звездина И.В. Основные направления взаимодействия образовательных учреждений с центрами здоровья для детей по формированию здорового образа жизни. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2012; (1): 5–12. https://elibrary.ru/rapexz

6. Федеральная служба государственной статистики. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2022 года (статистический бюллетень). Available at: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13284

7. Котова Е.Г., Кобякова О.С., Стародубов В.И., Александрова Г.А., Голубев Н.А., Кучерявая Д.А. и др. Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельность службы охраны детства и родовспоможения в Российской Федерации: статистические материалы. М.; 2022. https://doi.org/10.21045/978-5-94116-094-5 https://elibrary.ru/nplakx

8. Ганузин В.М., Маскова Г.С., Сторожева И.В., Сухова Н.С. Анализ динамики состояния здоровья детей и подростков по результатам диспансерных осмотров. Российский вестник гигиены. 2021; (3): 9–12. https://doi.org/10.24075/rbh.2021.019 https://elibrary.ru/ljmpky

9. Мальцев С.В., Сафина Л.З., Биктимирова А.А., Мансурова Г.Ш. Состояние здоровья школьников – медицинские и социальные проблемы. Практическая медицина. 2019; 17(5): 8–15. https://elibrary.ru/tfcxby

10. Свиридова Т.В., Лазуренко С.Б. Исследование социально-психологической адаптации российских школьников. Дефектология. 2020; (2): 64–72. https://elibrary.ru/bnilda

11. WHO. Spotlight on adolescent health and well-being. Findings from the 2017/2018 Health Behavior in School-aged Children (HBSC) survey in Europe and Canada. International report. Vol. 1. Key findings; 2020. Available at: https://www.who.int/europe/publications/i/item/9789289055000

12. Кучма В.Р., Соколова С.Б., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В. Влияние поведенческих факторов риска на формирование отклонений в состоянии здоровья обучающихся. Гигиена и санитария. 2022; 101(10): 1206–13. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-10-1206-1213 https://elibrary.ru/odyvft

13. Васин С.А., Кваша Е.А., Рамонов А.В., Харькова Т.Л. Динамика инвалидности – эффект социальной политики? Демоскоп Weekly. 2015; (647-648). Available at: http://www.demoscope.ru/weekly/2015/0647/tema04.php

14. Фисенко А.П., Тимофеева А.Г., Терлецкая Р.Н., Конова С.Р., Лазуренко С.Б. Смертность детского населения Российской Федерации от внешних причин. Российский педиатрический журнал. 2020; 23(2): 116–25. https://doi.org/10.18821/1560-9561-2020-23-2-116-125 https://elibrary.ru/lpkfhc

15. Терлецкая Р.Н., Зелинская Д.И. Смертность детского населения Российской Федерации от самоубийств. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2022; 67(4): 77–85. https://doi.org/10.21508/1027-4065-2022-67-4-77-85 https://elibrary.ru/hmoolk

16. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Трикста; 2005. https://elibrary.ru/qxnhdh

17. Авалуева Н.Б., Алексеева А.С., Алиева Э.Ф. Система оценивания субъективного благополучия российских школьников: теоретико-методологическое обоснование. Сибирский психологический журнал. 2022; (83): 100–21. https://doi.org/10.17223/17267080/83/6 https://elibrary.ru/ztphxo

18. Быстрова Н.В., Уракова Е.А., Коротеева О.Д. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования. Проблемы современного педагогического образования. 2019; (63-1): 47–50. https://elibrary.ru/xerbcw

19. Водяха С.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников. Психологическая наука и образование. 2013; 18(6): 114–9. https://elibrary.ru/sensuv

20. WHO. A focus on adolescent mental health and well-being in Europe, central Asia and Canada. Health Behavior in School-aged Children international report from the 2021/2022 survey. Vol. 1; 2023. Available at: https://www.who.int/europe/publications/i/item/9789289060356


Рецензия

Для цитирования:


Свиридова Т.В., Фисенко А.П., Лазуренко С.Б., Конова С.Р., Комарова О.В., Хитрюк В.В. Социально-психологические риски и здоровье подростков. Российский педиатрический журнал. 2023;26(5):337-346. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-5-337-346. EDN: tctjkt

For citation:


Sviridova T.V., Fisenko A.P., Lazurenko S.B., Konova S.R., Komarova O.V., Khitryuk V.V. Socio-psychological risks and adolescent health. Russian Pediatric Journal. 2023;26(5):337-346. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-5-337-346. EDN: tctjkt

Просмотров: 144


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)