Социально-психологические риски и здоровье подростков
https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-5-337-346
EDN: tctjkt
Аннотация
Цель: определить современные социально-психологические факторы, влияющие на здоровье подростков, для обоснования актуальных направлений профилактической работы.
Материалы и методы. В 2020–2022 гг. проведён опрос 6253 школьников в возрасте 11–17 лет из 8 федеральных округов Российской Федерации. Дизайн: одноцентровое, нерандомизированное, неконтролируемое исследование.
Результаты. Распространены связанные между собой социально-психологические факторы, оказывающие негативное влияние на физическое, психологическое и социальное благополучие подростков. В их числе — социальные факторы: низкая физическая активность (22,6%), отсутствие организованного досуга (26%), травматизм (30%), использование элек-тронных цифровых устройств и интернета без соблюдения гигиенических норм (30%), нерациональное питание (17%); психологические факторы: проблемные отношения в семье (13%), с учителями (12%), со сверстниками (30%), буллинг (21%), кибербуллинг (16%). С возрастом у подростков отмечена отрицательная динамика по отдельным социально-психологическим факторам: организация питания (потребление фруктов и овощей), временной регламент пользования га-джетами, доверительные отношения с родителями.
Заключение. Значимыми мерами улучшения ситуации является внедрение мониторинга социально-психологических факторов, влияющих на здоровье подростков, в программу ежегодных профилактических медицинских осмотров, оптимизация мер по формированию здорового образа жизни, совершенствование межведомственного взаимодействия по работе с подростками, повышение ответственности родителей за сохранение здоровья детей.
Участие авторов:
Лазуренко С.Б., Фисенко А.П., Хитрюк В.В. — концепция и дизайн исследования;
Свиридова Т.В., Комарова О.В. — сбор и обработка материала;
Конова С.Р., Свиридова Т.В. — статистическая обработка;
Конова С.Р., Свиридова Т.В. — написание текста;
Лазуренко С.Б., Конова С.Р. — редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Финансирование. Работа выполнена в рамках Государственного задания ФГБУ «Российская академия образования № 075-00693-23-00 от 27.12.2022.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила 31.08.2023
Принята к печати 12.09.2023
Опубликована 31.10.2023
Об авторах
Татьяна Васильевна СвиридоваРоссия
Канд. психол. наук, зав. лаб. специальной психологии и коррекционного обучения ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.
e-mail: teenspsy@yandex.ru
Андрей Петрович Фисенко
Россия
Доктор мед. наук, проф., директор ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.
e-mail: director@nczd.ru
Светлана Борисовна Лазуренко
Россия
Доктор пед. наук, проф. РАО, член-корр. РАО, начальник Центра психолого-педагогической помощи в педиатрии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, гл. науч. сотр. ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», начальник центра развития инклюзивного образования ФГБУ «Российская академия образования.
e-mail: lazurenko@nczd.ru
Светлана Романовна Конова
Россия
Доктор мед. наук, гл. науч. сотр. лаб. социальной педиатрии и качества жизни ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.
e-mail: konova@nczd.ru
Ольга Викторовна Комарова
Россия
Доктор мед. наук, зам. директора ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России по международным связям, руководитель Института подготовки медицинских кадров, руководитель Отдела международных научных связей.
e-mail: komarova@nczd.ru
Вера Валерьевна Хитрюк
Беларусь
доктор пед. наук, директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка.
e-mail: hvv64@tut.by
Список литературы
1. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы здоровьесбережения обучающихся в Десятилетие детства в России (2018–2027 гг.). Российский педиатрический журнал. 2018; 21(1): 31–7. https://doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-1-31-37 https://elibrary.ru/ywjewk
2. Модестов А.А., Бондарь В.И., Косова С.А., Малькова Г.А. Центры здоровья для детей как основа модернизации профилактического направления в педиатрии. Заместитель главного врача. 2014; (5): 22–9. https://elibrary.ru/scxmil
3. Шишова А.В., Жданова Л.А. Перспективные направления развития школьного здравоохранения в рамках реализации концепции деятельности центров здоровья по формированию здоровья учащихся. Общественное здоровье и здравоохранение. 2011; (4): 25–7. https://elibrary.ru/okmguh
4. Модестов А.А., Косова С.А., Бондарь В.И., Неволин Ю.С., Федоткина С.А., Фаррахов А.З. Модернизация профилактического направления в педиатрии: проблемные зоны и возможности. Профилактическая медицина. 2013; 16(3): 14–21. https://elibrary.ru/qyowrv
5. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Звездина И.В. Основные направления взаимодействия образовательных учреждений с центрами здоровья для детей по формированию здорового образа жизни. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2012; (1): 5–12. https://elibrary.ru/rapexz
6. Федеральная служба государственной статистики. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2022 года (статистический бюллетень). Available at: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13284
7. Котова Е.Г., Кобякова О.С., Стародубов В.И., Александрова Г.А., Голубев Н.А., Кучерявая Д.А. и др. Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельность службы охраны детства и родовспоможения в Российской Федерации: статистические материалы. М.; 2022. https://doi.org/10.21045/978-5-94116-094-5 https://elibrary.ru/nplakx
8. Ганузин В.М., Маскова Г.С., Сторожева И.В., Сухова Н.С. Анализ динамики состояния здоровья детей и подростков по результатам диспансерных осмотров. Российский вестник гигиены. 2021; (3): 9–12. https://doi.org/10.24075/rbh.2021.019 https://elibrary.ru/ljmpky
9. Мальцев С.В., Сафина Л.З., Биктимирова А.А., Мансурова Г.Ш. Состояние здоровья школьников – медицинские и социальные проблемы. Практическая медицина. 2019; 17(5): 8–15. https://elibrary.ru/tfcxby
10. Свиридова Т.В., Лазуренко С.Б. Исследование социально-психологической адаптации российских школьников. Дефектология. 2020; (2): 64–72. https://elibrary.ru/bnilda
11. WHO. Spotlight on adolescent health and well-being. Findings from the 2017/2018 Health Behavior in School-aged Children (HBSC) survey in Europe and Canada. International report. Vol. 1. Key findings; 2020. Available at: https://www.who.int/europe/publications/i/item/9789289055000
12. Кучма В.Р., Соколова С.Б., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В. Влияние поведенческих факторов риска на формирование отклонений в состоянии здоровья обучающихся. Гигиена и санитария. 2022; 101(10): 1206–13. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-10-1206-1213 https://elibrary.ru/odyvft
13. Васин С.А., Кваша Е.А., Рамонов А.В., Харькова Т.Л. Динамика инвалидности – эффект социальной политики? Демоскоп Weekly. 2015; (647-648). Available at: http://www.demoscope.ru/weekly/2015/0647/tema04.php
14. Фисенко А.П., Тимофеева А.Г., Терлецкая Р.Н., Конова С.Р., Лазуренко С.Б. Смертность детского населения Российской Федерации от внешних причин. Российский педиатрический журнал. 2020; 23(2): 116–25. https://doi.org/10.18821/1560-9561-2020-23-2-116-125 https://elibrary.ru/lpkfhc
15. Терлецкая Р.Н., Зелинская Д.И. Смертность детского населения Российской Федерации от самоубийств. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2022; 67(4): 77–85. https://doi.org/10.21508/1027-4065-2022-67-4-77-85 https://elibrary.ru/hmoolk
16. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Трикста; 2005. https://elibrary.ru/qxnhdh
17. Авалуева Н.Б., Алексеева А.С., Алиева Э.Ф. Система оценивания субъективного благополучия российских школьников: теоретико-методологическое обоснование. Сибирский психологический журнал. 2022; (83): 100–21. https://doi.org/10.17223/17267080/83/6 https://elibrary.ru/ztphxo
18. Быстрова Н.В., Уракова Е.А., Коротеева О.Д. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования. Проблемы современного педагогического образования. 2019; (63-1): 47–50. https://elibrary.ru/xerbcw
19. Водяха С.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников. Психологическая наука и образование. 2013; 18(6): 114–9. https://elibrary.ru/sensuv
20. WHO. A focus on adolescent mental health and well-being in Europe, central Asia and Canada. Health Behavior in School-aged Children international report from the 2021/2022 survey. Vol. 1; 2023. Available at: https://www.who.int/europe/publications/i/item/9789289060356
Рецензия
Для цитирования:
Свиридова Т.В., Фисенко А.П., Лазуренко С.Б., Конова С.Р., Комарова О.В., Хитрюк В.В. Социально-психологические риски и здоровье подростков. Российский педиатрический журнал. 2023;26(5):337-346. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-5-337-346. EDN: tctjkt
For citation:
Sviridova T.V., Fisenko A.P., Lazurenko S.B., Konova S.R., Komarova O.V., Khitryuk V.V. Socio-psychological risks and adolescent health. Russian Pediatric Journal. 2023;26(5):337-346. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-5-337-346. EDN: tctjkt