Медико-социальные проблемы обучения и адаптации детей и подростков с расстройствами аутистического спектра
https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-5-353-359
EDN: elerbf
Аннотация
Представленный обзор выявил выраженные тенденции увеличения числа детей-инвалидов в мире, в том числе с расстройствами аутистического спектра (РАС). Рассмотрены особенности психологического статуса детей с РАС, характеризующиеся трудностями в социализации и общении, сниженной способности установления эмоциональных связей; нарушениями речевого развития, восприятия, моторики, памяти, низкой концентрацией внимания. Особенности взаимодействия детей и подростков с РАС определяют сложности их адаптации в условиях инклюзивного обучения в школах, колледжах и вузах. Обоснована необходимость комплексной системы сопровождения детей и подростков тьюторами, социальными педагогами, а также обеспечение специальной подготовки преподавателей, которые занимаются с детьми и подростками с РАС. Уделено внимание вопросам профессиональной ориентации лиц с РАС. Рассмотрено использование дистанционного обучения, которое должно быть вспомогательным методом, чтобы не мешать адаптации лиц c РАС в коллективе.
Участие авторов:
Шубочкина Е.И., Храмцов П.И. — концепция и дизайн исследования;
Чекалова С.А., Шубочкина Е.И. — сбор и обработка материала, написание текста, редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила 24.08.2023
Принята к печати 12.09.2023
Опубликована 31.10.2023
Об авторах
Евгения Ивановна ШубочкинаРоссия
Доктор мед. наук, вед. специалист «НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков» ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.
e-mail: evshub@yandex.ru
Светлана Александровна Чекалова
Россия
Доктор мед. наук, зам. руководителя «НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков» по научной работе ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.
e-mail: chekalovasa@yandex.ru
Пётр Иванович Храмцов
Россия
Доктор мед. наук, руководитель «НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков» ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.
e-mail: pikhramtsov@gmail.com
Список литературы
1. Карякин Н.Н., Баландина О.В., Божкова Е.Д. Основные принципы организации оказания комплексной помощи лицам с расстройствами аутистического спектра. Общественное здоровье. 2022; 2(1): 47–55. https://doi.org/10.21045/2782‑1676‑2021‑2‑1-47-55
2. Галова Е.А., Чекалова С.А., Котельникова О.Л., Воробьева О.В., Благонравова А.С., Карякин Н.Н. Клинико-функциональная характеристика детей расстройствами аутистического спектра. Российский педиатрический журнал. 2021; 24(4): 231–5. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2021-24-4-231-235 https://elibrary.ru/neslyo
3. azurek M.O., Vasa R.A., Kalb L.G., Kanne S.M., Rosenberg D., Keefer A., et al. Anxiety, sensory over-responsivity, and gastrointestinal problems in children with autism spectrum disorders. J. Abnorm. Child Psychol. 2013; 41(1): 165–76. https://doi.org/10.1007/s10802-012-9668-x
4. Божкова Е.Д., Баландина О.В., Коновалов А.А. Расстройства аутистического спектра: современное состояние проблемы (обзор). Современные технологии в медицине. 2020; 12(2): 111–20. https://doi.org/10.17691/stm2020.12.2.14 https://elibrary.ru/kpmbar
5. Симашкова Н.В., Макушкин Е.В., Иванов М.В. Клинико-социальные модели ведения пациентов с расстройствами аутистического спектра. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2021; 121(6): 13–20. https://doi.org/10.17116/jnevro202112106113
6. Иванов М.В., Симашкова Н.В., Козловская Г.В., Макушкин Е.В. Эпидемиология риска возникновения расстройств аутистического спектра у детей 16-24 месяцев жизни (данные по России за 2015-2016 гг.). Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018; 118(5-2): 12–9. https://doi.org/10.17116/jnevro20181185212 https://elibrary.ru/xwqmwl
7. Макашева В.А. Распространенность расстройств аутистического спектра: скрининг, региональный регистр. Роль медицинского психолога в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе. В кн.: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современные проблемы клинической психологии и психологии личности». Новосибирск; 2017: 75–84. https://elibrary.ru/zlfqnt
8. WHO. Autism; 2022. Available at: https://www.who.int/news-room/q-a-detail/autism-spectrum-disorders-(asd)
9. Макушкин Е.В., Макаров И.В., Пашковский В.Э. Распространенность аутизма: подлинная и мнимая. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2019; 119(2): 80–6. https://doi.org/10.17116/jnevro201911902180 https://elibrary.ru/cblbdj
10. Терлецкая Р.Н., Лашкова А.В., Черников В.В., Винярская И.В., Кузенкова Л.М. Проблемы медико-социальной помощи детям при расстройствах аутистического спектра. Российский педиатрический журнал. 2023; 26(3): 199–204. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-3-199-204 https://elibrary.ru/dykpnt
11. Храмова Т.В., Кайшева А.В., Плешакова Т.О., Юров И.Ю., Ворсанова С.Г., Юров Ю.Б. и др. Расстройства аутистического спектра. Прогностические и диагностические факторы. Вопросы практической педиатрии. 2017; 12(5): 35–43. https://doi.org/10.20953/1817-7646-2017-5-35-43 https://elibrary.ru/zwtrnn
12. Lee J., Ha S., Ahn J., Lee S.T., Choi J.R., Cheon K.A. The role of ion channel-related genes in autism spectrum disorder: a study using next-generation sequencing. Front. Genet. 2021; 12: 595934. https://doi.org/10.3389/fgene.2021.595934
13. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Генетические факторы в этиопатогенезе расстройств аутистического спектра. Социальная и клиническая психиатрия. 2014; 24(1): 96–100. https://elibrary.ru/seprup
14. Северный А.А., Иовчук Н.М. Дифференциально–диагностические критерии отграничения аутизма у детей и подростков (Клинический очерк). Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2020; 20(1): 50–8. https://elibrary.ru/cmctog
15. Muskens J.B., Velders F.P., Staal W.G. Medical comorbidities in children and adolescents with autism spectrum disorders and attention deficit hyperactivity disorders: a systematic review. Eur. Child Adolesc. Psychiatry. 2017; 26(9): 1093–103. https://doi.org/10.1007/s00787-017-1020-0
16. DeFilippis M., Wagner K.D. Treatment of autism spectrum disorder in children and adolescents. Psychopharmacol. Bull. 2016; 46(2): 18-41.
17. Рудзинская Т.Ф. Расстройства аутистического спектра в контексте инклюзивного образования. Инклюзия в образовании. 2016; (2): 151–9. https://elibrary.ru/wyoqyj
18. Сорокин А.Б. Нарушения интеллекта при расстройствах аутистического спектра. Современная зарубежная психология. 2018; 7(1): 38–44. https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070104 https://elibrary.ru/xppnal
19. Гаева Е.М. Современные технологии в коррекционно-педагогической работе с детьми с РАС. В кн.: Сборник материалов международной научно-практической конференции «Трудоустройство и занятость людей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 27 Конвенции о правах инвалидов ООН: Опыт России, Германии, Беларуси и других стран». Калуга; 2017: 105–9. https://elibrary.ru/lbalal
20. Каримова Р.Б., Асубаева Д.Г. Речевые расстройства аутистического спектра: клиника и дифференциальная диагностика. В кн.: Материалы V Международной научно-практической конференции «Психология человека в условиях здоровья и болезни». Тамбов; 2015: 306–11. https://elibrary.ru/ubaeqx
21. Смирная А.А., Иванов И.А. Исследования особенностей развития когнитивной и эмоционально-личностной сферы детей, имеющих расстройства аутистического спектра. В кн.: Материалы V Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии труда: теория и практика». Красноярск; 2021: 58–63. https://elibrary.ru/cznnjf
22. Давидович А.А. Дисфункция сенсорной системы как предиктор формирования расстройства аутистического спектра. В кн.: Материалы V Международной научной конференции «Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: субъект-субъектная коммуникация как фактор социализации индивида». Минск; 2020: 71–4. https://elibrary.ru/vnpphr
23. Гринина Е.С. Современные подходы к коррекции расстройств аутистического спектра. Инклюзия в образовании. 2016; (2): 159–74. https://elibrary.ru/wyoqyt
24. Эстербрук Р.Л., Эстербрук С.А., Дрейфус А., Карпекова Т.А., Солдатенкова Е.Н. Развитие коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра в Соединенных Штатах Америки и России. Психологическая наука и образование. 2016; 21(3): 56–66. https://doi.org/10.17759/pse.2016210307 https://elibrary.ru/wlyvqp
25. Путкова Н.М. Инклюзивная образовательная среда для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Научный альманах. 2020; (1-1): 118–20. https://elibrary.ru/lcvqqg
26. Купчаева П.Е., Христолюбова Л.В., Цыганкова А.В. Проблемы организации тьюторского сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования. Специальное образование. 2022; (1): 189–201. https://elibrary.ru/wagqck
27. Астахова Л.Г. Профессиональная деятельность социального педагога по сопровождению детей с ограниченными возможностями и их семей. В кн.: Сборник материалов международной научно-практической конференции «Трудоустройство и занятость людей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 27 Конвенции о правах инвалидов ООН: Опыт России, Германии, Беларуси и других стран». Калуга; 2017: 89–96. https://elibrary.ru/yvultv
28. Горина Е.Н., Трошина Т.В. Проблемы социализации детей с расстройствами аутистического спектра в условиях образования. В кн.: Социология в изменяющемся научно-образовательном пространстве современного общества. Материалы международной научно-практической конференции. VII Дыльновские чтения. Саратов; 2020: 13–7. https://elibrary.ru/ehfesp
29. Andreeva S.V. Speech therapy work with elementary-school children with autism spectrum disorders and intellectual disabilities. Autizm i narusheniya razvitiya. 2020; 18(1): 76–84. https://doi.org/10.17759/autdd.2020180108 https://elibrary.ru/qucylw (in Russian)
30. Андреева С.В. Логопедическая работа с младшими школьниками, имеющими расстройства аутистического спектра и интеллектуальные нарушения. Аутизм и нарушения развития. 2020; 18(1): 76–84. https://doi.org/10.17759/autdd.2020180108 https://elibrary.ru/qucylw
31. Давыдова Е.Н., Сорокина А.Б., Хаустов А.В., Шведовский Е.Ф. Проблемы и перспективы интеграции методов с доказанной эффективностью в практику школьного обучения детей с расстройствами аутистического спектра. Клиническая и специальная психология. 2021; 10(1): 36–60. https://doi.org/10.17759/cpse.2021100103 https://elibrary.ru/xumseu
32. Маханькова Е.В. Использование цифровых технологий в инклюзивном образовательно процессе для детей с расстройствами аутистического спектра. В кн.: Материалы ежегодной конференции «Мир человека». Красноярск; 2021: 198–201. https://elibrary.ru/ctqqat
33. Косова Е.А., Халилова М.Ю. Использование массовых открытых он-лайн курсов для обучения лиц с расстройствами аутистического спектра. Проблемы современного педагогического образования. 2017; (56-2): 129–36. https://elibrary.ru/zofvtf
34. Логвинова Е.Н. Профессиональная ориентация на уроках технологии в школе как средство самореализации и социализации детей с ОВЗ. В кн.: Сборник материалов международной научно-практической конференции «Трудоустройство и занятость людей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 27 Конвенции о правах инвалидов ООН: Опыт России, Германии, Беларуси и других стран». Калуга; 2017: 160–4. https://elibrary.ru/yvulyr
35. Тимченко Е.С., Плевако И.П. Особенности профессиональной ориентации лиц с расстройствами аутистического спектра в условиях детских домов-интернатов. Проблемы современного педагогического образования. 2020; (68-3): 289–91. https://elibrary.ru/aizeyq
36. Гусева Н.Ю. Формирование функции речевого программирования у детей с расстройствами аутистического спектра посредством компьютерных технологий. Эпоха науки. 2020; (22): 228–30. https://doi.org/10.24411/2409-3203-2020-12250 https://elibrary.ru/qpddfu
37. Блажевич А.В. Профориентационная работа с подростками с расстройствами аутистического спектра в рамках полиграфической деятельности. В кн.: Сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции c международным участием «Детство, открытое миру». Омск; 2021: 272–6. https://elibrary.ru/bqtnlr
38. Sturm A., Kasari C. Academic and psychosocial characteristics of incoming college freshmen with autism spectrum disorder: The role of comorbidity and gender. Autism Res. 2019; 12(6): 931–40. https://doi.org/10.1002/aur.2099
Рецензия
Для цитирования:
Шубочкина Е.И., Чекалова С.А., Храмцов П.И. Медико-социальные проблемы обучения и адаптации детей и подростков с расстройствами аутистического спектра. Российский педиатрический журнал. 2023;26(5):353-359. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-5-353-359. EDN: elerbf
For citation:
Shubochkina E.I., Chekalova S.A., Khramtsov P.I. Medical and social problems of education and adaptation in children and adolescents with autism spectrum disorders. Russian Pediatric Journal. 2023;26(5):353-359. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-5-353-359. EDN: elerbf