Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Диагностика готовности детей к обучению в школе

EDN: pwymcx

Аннотация

Актуальность. Подготовка ребёнка к поступлению в 1-й класс является значимым испытанием его способности к адаптации. Нарушения нервно-психического здоровья, свое­временно не выявленные и не скорректированные на этапе дошкольного периода, вызывают у детей серьёзные затруднения адаптации к школе. Цель: определить психическое здоровье дошкольников и школьную зрелость детей, поступающих в 1-й класс.

Материалы и методы. Обследованы 1159 детей в возрасте 6 лет с оценкой их школьной зрелости и прогнозом адаптации к систематическому учебному процессу. Методика определения готовности детей к обучению в школе представляет собой комплекс, состоящий из анкеты и 5 тестов для детей. Максимальная оценка составляет 25 баллов. При оценке 14–25 баллов ребёнок считается готовым к обучению, 13–14 баллов — условно готов, 13 баллов и менее — не готов к обучению.

Результаты. Анализ данных нервно-психического развития дошкольников показал, что эмоционально-вегетативное состояние в норме у 81% детей, отклонение — у 19%; психомоторная сфера и поведение в норме у 85%, отклонение — у 15%; интеллект в норме у 91%, отклонение — у 9%. Незначительные нарушения поведения выявлены у 10% детей, синдром дефицита внимания и гиперреактивности — у 3%. По данным теста Керна–Йерасека установлено, что «зрелые дети» составляют 70%, «зреющие с благоприятным прогнозом» — 23%, «зреющие с неблагоприятным прогнозом» — 4%, незрелые — 3%. Дефекты звукопроизношения имелись у 22% дошкольников, низкий показатель фонематического слуха — у 5%. Благоприятный прогноз адаптации к школе определён у 76% дошкольников, условно благоприятный — у 22%, неблагоприятный — у 2%. Анализ полученных данных позволил выделить детей из группы риска, у которых, как правило, возникают сложности на начальных этапах в обучении и адаптации к школе. Эти дети нуждаются в особом внимании учителя, особенно в период адаптации к школе.

Заключение. По данным психофизиологического обследования 98% детей, поступающих в 1‑й класс, были готовы к школьному обучению. Группа детей, условно готовых к обучению, требует дополнительных занятий по тем навыкам, которые они выполнили некачественно.

Об авторах

В. М. Ганузин
Ярославский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия


Е. А. Мавренкова
Ярославский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия


Рецензия

Для цитирования:


Ганузин В.М., Мавренкова Е.А. Диагностика готовности детей к обучению в школе. Российский педиатрический журнал. 2024;27(3S):13-13. EDN: pwymcx

For citation:


Ganuzin V.M., Mavrenkova E.A. Diagnostics of children’s readiness for schooling. Russian Pediatric Journal. 2024;27(3S):13-13. (In Russ.) EDN: pwymcx

Просмотров: 45


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)