Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Гигиеническая оценка влияния использования эргономических ручек на графические навыки письма у младших школьников

EDN: khiuwg

Аннотация

Актуальность. Письмо является одним из ведущих видов учебной деятельности младших школьников. В процессе освоения графических навыков письма большое значение имеет степень соответствия конструкции ручек современным эргономическим требованиям. Отличительными особенностями конструкций современных эргономических ручек является наличие фиксированных ложе для большого, указательного и среднего пальцев руки, резиновых вставок на корпусе, обеспечивающих правильный и надёжный захват. Их форма позволяет уменьшить давление указательного и большого пальцев руки и использовать вес ручки для приложения давления, необходимого для письма. Цель: провести гигиеническую оценку формирования графического навыка письма у младших школьников при использовании эргономических ручек.

Материалы и методы. Оценка сформированности графического навыка письма при использовании традиционной и эргономической ручки проводилась в соответствии с разработанной нами методикой, которая включала оценку почерка по 5-балльной шкале по следующим показателям: соответствие буквы образцу, равнонаклонность букв, соблюдение точности границ строки, правильность соединения букв, аккуратность.

Результаты. У школьников, использующих эргономические ручки, по сравнению с детьми, использующими традиционные ручки, выявлены положительные значения прироста качества письма. Причём больший прирост (29,2%) был отмечен у обучающихся 1-х классов. Период исследования совпал с переходом детей от письма карандашом к письму ручкой. В таких условиях, когда ещё не сформированы устойчивые навыки письма, использование эргономической ручки казалось более эффективным. У детей во 2-х и 3-х классах прирост значений оказался минимальным и составил 3,8–4,4%. У школьников 4-х классов вновь было отмечено увеличение прироста значений суммарной балльной оценки качества письма до 12,4%. В целом, по всем обучающимся 1–4-х классов прирост значений составил 11,1%. Таким образом, анализ прироста суммарной оценки качества письма как отношение разности исходных и конечных значений к исходному значению у школьников от 1-го к 4-му классу выявил положительное влияние эргономической конструкции ручки на формирование графического навыка письма. При этом установлены различия в формировании навыка письма.

Заключение. Использование эргономических ручек способствовало меньшему утомлению мышц предплечья и кисти рук в процессе письма. Бóльшая эффективность выявлена у обучающихся 1-х классов, у которых отсутствуют сформированные графические навыки письма.

Об авторах

Н. К. Барсукова
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России
Россия


Л. Г. Надежина
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России
Россия


П. И. Храмцов
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России
Россия


Рецензия

Для цитирования:


Барсукова Н.К., Надежина Л.Г., Храмцов П.И. Гигиеническая оценка влияния использования эргономических ручек на графические навыки письма у младших школьников. Российский педиатрический журнал. 2024;27(3S):72-72. EDN: khiuwg

For citation:


Barsukova N.K., Nadezhina L.G., Khramtsov P.I. Hygienic assessment of the impact of using ergonomic pens on graphic writing skills in primary schoolchildren. Russian Pediatric Journal. 2024;27(3S):72-72. (In Russ.) EDN: khiuwg

Просмотров: 21


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)