Гигиеническая оценка влияния использования эргономических ручек на графические навыки письма у младших школьников
EDN: khiuwg
Аннотация
Актуальность. Письмо является одним из ведущих видов учебной деятельности младших школьников. В процессе освоения графических навыков письма большое значение имеет степень соответствия конструкции ручек современным эргономическим требованиям. Отличительными особенностями конструкций современных эргономических ручек является наличие фиксированных ложе для большого, указательного и среднего пальцев руки, резиновых вставок на корпусе, обеспечивающих правильный и надёжный захват. Их форма позволяет уменьшить давление указательного и большого пальцев руки и использовать вес ручки для приложения давления, необходимого для письма. Цель: провести гигиеническую оценку формирования графического навыка письма у младших школьников при использовании эргономических ручек.
Материалы и методы. Оценка сформированности графического навыка письма при использовании традиционной и эргономической ручки проводилась в соответствии с разработанной нами методикой, которая включала оценку почерка по 5-балльной шкале по следующим показателям: соответствие буквы образцу, равнонаклонность букв, соблюдение точности границ строки, правильность соединения букв, аккуратность.
Результаты. У школьников, использующих эргономические ручки, по сравнению с детьми, использующими традиционные ручки, выявлены положительные значения прироста качества письма. Причём больший прирост (29,2%) был отмечен у обучающихся 1-х классов. Период исследования совпал с переходом детей от письма карандашом к письму ручкой. В таких условиях, когда ещё не сформированы устойчивые навыки письма, использование эргономической ручки казалось более эффективным. У детей во 2-х и 3-х классах прирост значений оказался минимальным и составил 3,8–4,4%. У школьников 4-х классов вновь было отмечено увеличение прироста значений суммарной балльной оценки качества письма до 12,4%. В целом, по всем обучающимся 1–4-х классов прирост значений составил 11,1%. Таким образом, анализ прироста суммарной оценки качества письма как отношение разности исходных и конечных значений к исходному значению у школьников от 1-го к 4-му классу выявил положительное влияние эргономической конструкции ручки на формирование графического навыка письма. При этом установлены различия в формировании навыка письма.
Заключение. Использование эргономических ручек способствовало меньшему утомлению мышц предплечья и кисти рук в процессе письма. Бóльшая эффективность выявлена у обучающихся 1-х классов, у которых отсутствуют сформированные графические навыки письма.
Об авторах
Н. К. БарсуковаРоссия
Л. Г. Надежина
Россия
П. И. Храмцов
Россия
Рецензия
Для цитирования:
Барсукова Н.К., Надежина Л.Г., Храмцов П.И. Гигиеническая оценка влияния использования эргономических ручек на графические навыки письма у младших школьников. Российский педиатрический журнал. 2024;27(3S):72-72. EDN: khiuwg
For citation:
Barsukova N.K., Nadezhina L.G., Khramtsov P.I. Hygienic assessment of the impact of using ergonomic pens on graphic writing skills in primary schoolchildren. Russian Pediatric Journal. 2024;27(3S):72-72. (In Russ.) EDN: khiuwg