Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Гигиенические аспекты адаптации детей к обучению в школе

EDN: dnxogj

Аннотация

Актуальность. Начало обучения в школе — важный и трудный этап в жизни каждого ребёнка. Своевременность выявления проблем адаптации к школе и целенаправленная работа по их устранению будут способствовать обеспечению позитивного отношения детей к школе, успешности обучения, сохранению и укреплению их здоровья. Цель: определить особенности адаптации детей к обучению при поступлении в школу.

Материалы и методы. Обследованы 147 детей-первоклассников. На базе гимназии было проведено анкетирование учителей в пяти 1-х классах. Разработанная анкета позволила оценить самочувствие ребёнка, его эмоциональное состояние и поведение, трудности в обучении.

Результаты. Установлено, что только 31,3% детей легко справлялись с выполнением несложных заданий, каждому 5-му первокласснику было сложно учиться, каждый 6-й ребёнок допускал много ошибок. С трудом осваивали школьную программу по русскому языку, чтению и математике 16,3–17,7% детей. По мнению педагогов, каждый 4-й обучающийся плохо умел рисовать и плохо владел ножницами, 45,5% детей не умели правильно держать карандаш и ручку, при этом абсолютное большинство детей (89,2%) до школы посещали детский сад, больше половины детей дополнительно проходили подготовку к школе, как правило, в вечернее время, нарушая режим дня. При этом каждый 4-й ребёнок не мог до конца выслушать учителя, постоянно отвлекался на уроках. Часто приходят в школу с плохим настроением до 8,3% детей. Проявления агрессии и конфликтности выявлены у каждого 5-го первоклассника, жалобы на головную боль и усталость — у 21%. Доля часто болеющих детей составила 23,8%.

Заключение. Полученные данные свидетельствуют о недостаточно эффективной подготовке будущих первоклассников к систематическому обучению в школе. Следует обратить внимание родителей и педагогов на соблюдение режима дня, оптимизацию образовательных нагрузок с учётом возраста и необходимость своевременной коррекции нарушений эмоционального состояния и поведения детей.

Об авторах

Н. О. Березина
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России
Россия


А. Ю. Краева
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России
Россия


П. И. Храмцов
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России
Россия


Рецензия

Для цитирования:


Березина Н.О., Краева А.Ю., Храмцов П.И. Гигиенические аспекты адаптации детей к обучению в школе. Российский педиатрический журнал. 2024;27(3S):72-73. EDN: dnxogj

For citation:


Berezina N.O., Kraeva A.Yu., Khramtsov P.I. Hygienic aspects of children’s adaptation to education in school. Russian Pediatric Journal. 2024;27(3S):72-73. (In Russ.) EDN: dnxogj

Просмотров: 24


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)