Preview

Russian Pediatric Journal

Advanced search

Hygienic aspects of children’s adaptation to education in school

EDN: dnxogj

Abstract

Актуальность. Начало обучения в школе — важный и трудный этап в жизни каждого ребёнка. Своевременность выявления проблем адаптации к школе и целенаправленная работа по их устранению будут способствовать обеспечению позитивного отношения детей к школе, успешности обучения, сохранению и укреплению их здоровья. Цель: определить особенности адаптации детей к обучению при поступлении в школу.

Материалы и методы. Обследованы 147 детей-первоклассников. На базе гимназии было проведено анкетирование учителей в пяти 1-х классах. Разработанная анкета позволила оценить самочувствие ребёнка, его эмоциональное состояние и поведение, трудности в обучении.

Результаты. Установлено, что только 31,3% детей легко справлялись с выполнением несложных заданий, каждому 5-му первокласснику было сложно учиться, каждый 6-й ребёнок допускал много ошибок. С трудом осваивали школьную программу по русскому языку, чтению и математике 16,3–17,7% детей. По мнению педагогов, каждый 4-й обучающийся плохо умел рисовать и плохо владел ножницами, 45,5% детей не умели правильно держать карандаш и ручку, при этом абсолютное большинство детей (89,2%) до школы посещали детский сад, больше половины детей дополнительно проходили подготовку к школе, как правило, в вечернее время, нарушая режим дня. При этом каждый 4-й ребёнок не мог до конца выслушать учителя, постоянно отвлекался на уроках. Часто приходят в школу с плохим настроением до 8,3% детей. Проявления агрессии и конфликтности выявлены у каждого 5-го первоклассника, жалобы на головную боль и усталость — у 21%. Доля часто болеющих детей составила 23,8%.

Заключение. Полученные данные свидетельствуют о недостаточно эффективной подготовке будущих первоклассников к систематическому обучению в школе. Следует обратить внимание родителей и педагогов на соблюдение режима дня, оптимизацию образовательных нагрузок с учётом возраста и необходимость своевременной коррекции нарушений эмоционального состояния и поведения детей.

About the Authors

N. O. Berezina
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России
Russian Federation


A. Yu. Kraeva
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России
Russian Federation


P. I. Khramtsov
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России
Russian Federation


Review

For citations:


Berezina N.O., Kraeva A.Yu., Khramtsov P.I. Hygienic aspects of children’s adaptation to education in school. Russian Pediatric Journal. 2024;27(3S):72-73. (In Russ.) EDN: dnxogj

Views: 32


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)