Состояние психолого-педагогической помощи детям в учреждениях здравоохранения
https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-4-269-276
EDN: bhqsoj
Аннотация
Психолого-педагогическое сопровождение является значимым направлением немедикаментозной помощи в педиатрической практике. Цель работы: определить эффективность деятельности специалистов психолого-педагогического профиля в педиатрии для её оптимизации.
Материалы и методы. Документы, регламентирующие деятельность специалистов психолого-педагогического профиля в педиатрии; медико-демографические показатели состояния здоровья детского населения и деятельности медицинских организаций России; данные онлайн-анкетирования руководителей психолого-педагогической службы 91 медицинских организаций 42 регионов 8 федеральных округов.
Результаты. Установлено, что приоритетными направлениями психолого-педагогического сопровождения являются: профилактика психофизических перегрузок у детей (в том числе у детей с отклонениями здоровья), содействие созданию психологически безопасных условий в семье и школе; формирование у семьи устойчивой мотивации на соблюдение принципов здорового образа жизни; помощь родителям и педагогам в создании специальных условий для удовлетворения особых образовательных и психологических потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, их полной социальной адаптации. Анализ выявил неполное соответствие содержания деятельности специалистов потребностям детей при достаточно хорошей обеспеченности психолого-педагогическими кадрами в педиатрии.
Заключение. Совершенствование организации деятельности специалистов психолого-педагогического профиля заключается во введении единого стандарта помощи с учётом состояния здоровья детей и регламентации деятельности медицинского психолога, нейропсихолога, дефектолога, медицинского логопеда в педиатрии.
Участие авторов:
Лазуренко С.Б., Апросимова С.И. — концепция и дизайн исследования;
Свиридова Т.В., Герасимова А.М. — сбор и обработка материала;
Конова С.Р., Свиридова Т.В. — статистическая обработка, написание текста;
Лазуренко С.Б., Конова С.Р. — редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Финансирование. Исследование выполнено в рамках Государственного задания ФГБУ «Российская академия образования» № 075-00693-23-00 от 27.12.2022.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила 29.06.2024
Принята к печати 07.08.2024
Опубликована 16.09.2024
Ключевые слова
Об авторах
Светлана Борисовна ЛазуренкоРоссия
Доктор пед. наук, проф. РАО, член-корр. РАО, начальник Центра психолого-педагогической помощи в педиатрии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России; гл. науч. сотр. ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», начальник центра развития инклюзивного образования ФГБУ «Российская академия образования»
e-mail: lazurenko@nczd.ru
Светлана Ивановна Апросимова
Россия
Канд. мед. наук, зам. директора ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России по организационно-методической работе; и.о. гл. врача
e-mail: аprosimova.si@nczd.ru
Татьяна Васильевна Свиридова
Россия
Канд. психол. наук, зав. лаб. специальной психологии и коррекционного обучения ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: teenspsy@yandex.ru
Светлана Романовна Конова
Россия
Доктор мед. наук, гл. науч. сотр. лаб. социальной педиатрии и качества жизни ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: konova@nczd.ru
Александра Михайловна Герасимова
Россия
Науч. сотр., лаб. специальной психологии и коррекционного обучения ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: timofeeva_am@bk.ru
Список литературы
1. Лазуренко С.Б. Современное состояние и перспективы развития психолого-педагогической помощи в педиатрии. Российский педиатрический журнал. 2020; 23(3): 148–53. https://doi.org/10.18821/1560-9561-2020-23-3-148-153 https://elibrary.ru/ycbozm
2. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Клиническая психология развития: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт; 2024. https://elibrary.ru/bydfwi
3. Малова Ю.В., Федунина Н.Ю. Система организации жизни ребёнка в больнице: зарубежный опыт и отечественные перспективы. Московский психотерапевтический журнал. 2008; (1): 189–91. https://elibrary.ru/kaufkt
4. Лазуренко С.Б. Организация коррекционно-педагогической помощи в домах ребёнка при сочетанной перинатальной патологии у детей раннего возраста. Российский педиатрический журнал. 2011; (4): 59–64. https://elibrary.ru/muccox
5. Christensen G.M., Marcus M., Naudé P.J.W., Vanker A., Eick S.M., Caudle W.M., et al. Joint effects of prenatal exposure to indoor air pollution and psychosocial factors on early life inflammation. Environ. Res. 2024; 252(Pt. 1): 118822. https://doi.org/10.1016/j.envres.2024.118822
6. Christie D., Thompson R., Sawtell M., Allen E., Cairns J., Smith F., et al. Effectiveness of a structured educational intervention using psychological delivery methods in children and adolescents with poorly controlled type 1 diabetes: a cluster-randomized controlled trial of the CASCADE intervention. BMJ Open Diabetes. Res. Care. 2016; 4(1): e000165. https://doi.org/10.1136/bmjdrc-2015-000165
7. Фисенко А.П., Кучма В.Р., Кучма Н.Ю., Нарышкина Е.В., Соколова С.Б. Стратегия и практика формирования здорового образа жизни детей в Российской Федерации. Российский педиатрический журнал. 2020; 23(2): 76–84. https://doi.org/10.18821/1560-9561-2020-23-2-76-84 https://elibrary.ru/qyifcn
8. Свиридова Т.В., Фисенко А.П., Лазуренко С.Б., Конова С.Р., Комарова О.В., Хитрюк В.В. Социально-психологические риски и здоровье подростков. Российский педиатрический журнал. 2023; 26(5): 337–46. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-5-337-346 https://elibrary.ru/tctjkt
9. Lynch Y., Murray J., Moulam L., Meredith S., Goldbart J., Smith M., et al. Decision-making in communication aid recommendations in the UK: cultural and contextual influencers. Augment. Altern. Commun. 2019; 35(3): 180–92. https://doi.org/10.1080/07434618.2019.1599066
10. Hriberšek M., Eibensteiner F., Bukowski N., Yeung A.W.K., Atanasov A.G., Schaden E. Research areas and trends in family-centered care in the 21st century: a bibliometric review. Front. Med. (Lausanne). 2024; 11: 1401577. https://doi.org/10.3389/fmed.2024.1401577
11. Терлецкая Р.Н., Антонова Е.В., Винярская И.В. Cостояние здоровья российских подростков. Российский педиатрический журнал. 2023; 26(5): 327–36. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-5-327-336 https://elibrary.ru/zdxmkc
12. Иванюшкин А.Я., Иванюшкин И.А., Смирнов И.Е., Ляуш Л.Б. Актуальные проблемы философии здоровья в контексте биоэтики. Российский педиатрический журнал. 2022; 25(5): 362–8. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2022-25-5-362-368 https://elibrary.ru/fevgtw
13. Абросимов И.Н., Ялтонский В.М. Психологическая саморегуляция подростков в условиях хронической болезни. Российский педиатрический журнал. 2024; 27(2): 147–52. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-2-147-152 https://elibrary.ru/vutxdy
14. Котова Е.Г., Кобякова О.С., Стародубов В.И., Александрова Г.А., Голубев Н.А., Бантьева М.Н. и др. Основные показатели здоровья матери и ребёнка, деятельность службы охраны детства и родовспоможения в Российской Федерации: статистические материалы. М.; 2023.
15. Медико-демографические показатели Российской Федерации в 2021 году. Статистический справочник Минздрава России. М.; 2022.
16. Терлецкая Р.Н., Винярская И.В., Антонова Е.В., Фисенко А.П., Черников В.В., Алексеева Е.И. и др. Положение детей-инвалидов в условиях современных правовых и медико-социальных процессов в России. Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2021; 100(4): 198–207. https://doi.org/10.24110/0031-403X-2021-100-4-198-207 https://elibrary.ru/qdsikm
17. Фисенко А.П., Терлецкая Р.Н., Винярская И.В., Антонова Е.В., Черников В.В., Алексеева Е.И. и др. Удовлетворённость родителей (законных представителей) качеством медицинской помощи, оказываемой их детям-инвалидам. Российский педиатрический журнал. 2021; 24(2): 106–11. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2021-24-2-106-111 https://elibrary.ru/bslyab
18. Терлецкая Р.Н., Фисенко А.П., Антонова Е.В., Винярская И.В. Влияние социально-экономических факторов на формирование инвалидности у детей России. Российский педиатрический журнал. 2020; 23(6): 365–71. https://doi.org/10.18821/1560-9561-2020-23-6-365-371 https://elibrary.ru/sgxpag
19. Яковлева Т.В., Терлецкая Р.Н., Зелинская Д.И. Актуальные вопросы профилактики детской инвалидности. Российский педиатрический журнал. 2018; 21(5): 290–6. https://doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-5-290-296 https://elibrary.ru/vroolw
20. Зелинская Д.И., Терлецкая Р.Н. Инвалидность детского населения России (современные правовые и медико-социальные процессы). М.: Юрайт; 2019. https://elibrary.ru/pfondr
21. Фисенко А.П., Тимофеева А.Г., Терлецкая Р.Н., Конова С.Р., Лазуренко С.Б. Смертность детского населения Российской Федерации от внешних причин. Российский педиатрический журнал. 2020; 23(2): 116–25. https://doi.org/10.18821/1560-9561-2020-23-2-116-125 https://elibrary.ru/lpkfhc
22. Afzal N., Lyttle M.D., Rajabi M., Rushton-Smith F., Varghese R., Trickey D., et al. Emergency department clinicians’ views on implementing psychosocial care following acute paediatric injury: a qualitative study. Eur. J. Psychotraumatol. 2024; 15(1): 2300586. https://doi.org/10.1080/20008066.2023.2300586
23. Ишутин А.А., Ступак В.С., Золотарева Л.С., Федулеева Е.С. Удовлетворенность родителей качеством оказания паллиативной медицинской помощи детям. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023; 31(6): 1360–5. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2023-31-6-1360-1365
Рецензия
Для цитирования:
Лазуренко С.Б., Апросимова С.И., Свиридова Т.В., Конова С.Р., Герасимова А.М. Состояние психолого-педагогической помощи детям в учреждениях здравоохранения. Российский педиатрический журнал. 2024;27(4):269-276. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-4-269-276. EDN: bhqsoj
For citation:
Lazurenko S.B., Aprosimova S.I., Sviridova T.V., Konova S.R., Gerasimova A.M. The state of psychological and pedagogical assistance to children in healthcare institutions. Russian Pediatric Journal. 2024;27(4):269-276. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-4-269-276. EDN: bhqsoj