Знание прав пациентов как гарантия профессиональной безопасности медицинских сестёр
https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-4-277-282
EDN: rvzakx
Аннотация
Введение. В современном обществе качеству медицинской помощи и защите прав пациентов уделяется всё больше внимания. Получения юридических знаний требует правоприменительная практика из-за увеличения числа гражданских исков по возмещению причинённого медицинскими работниками вреда здоровью. Цель работы: определить уровень подготовки и степень заинтересованности в получении дополнительных правовых знаний специалистами сестринского звена различных регионов России.
Материалы и методы. Проведён анализ данных анкетирования медицинских сестёр в период проведения ежегодных научно-практических конференций «Филатовские чтения. Актуальные вопросы детского здоровья» в 2021–2023 гг.
Результаты. Все респонденты оценили свой уровень общей правовой грамотности как средний (3–4 балла), при этом самооценка подготовленности в области медицинского права была существенно ниже — 2–3 балла. Выявлена крайне высокая заинтересованность в получении дополнительных знаний в области медицинского права. Установлено, что самым важным направлением юридических знаний для своей профессиональной деятельности респонденты считают знание прав пациентов. Востребованные темы: основные виды правонарушений в сфере здравоохранения; виды ответственности медицинских работников; обстоятельства, исключающие вину медицинских работников; права и обязанности медицинских работников.
Заключение. Повышение уровня правовой информированности среднего медицинского персонала позволит уменьшить риск нарушения прав граждан при оказании им медицинской помощи при условии добросовестного выполнения своих обязанностей медицинскими работниками, а также позволит им защититься от необоснованных обвинений пациентов, что является гарантией защиты профессиональной деятельности.
Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила 12.07.2024
Принята к печати 07.08.2024
Опубликована 16.09.2024
Об авторе
Елена Геннадьевна БирюковаРоссия
Канд. мед. наук, зав. курсом «Сестринское дело», доцент каф. педиатрии и общественного здоровья Института подготовки медицинских кадров ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
e-mail: birukova@nczd.ru
Список литературы
1. Тимурзиeва А.Б., Линдeнбратен А.Л. Стандартизация в системе здравоохранения и взаимодействие участников лечебно-диагностического процесса (обзор литературы). Здравоохранение Российской Федерации. 2024; 68(2): 95–101. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2024-68-2-95-101 https://elibrary.ru/wvazzh
2. Hussein A.H.M., Abou Hashish E.A. Relationship between nurses’ ethical ideology, professional values, and clinical accountability. Nurs. Ethics. 2023; 9697330231172282. https://doi.org/10.1177/09697330231172282
3. Garrow A., Bailey K., Brown J., Clarke S., Carey M., Neill S., et al. Protecting the integrity of children and young people’s nursing as a distinct field of practice. Nurs. Child. Young People. 2024. https://doi.org/10.7748/ncyp.2024.e1512
4. Кучин Н.Е., Тюков Ю.А. Современная парадигма развития системы управления качеством и безопасностью медицинской деятельности (обзор литературы). Здравоохранение Российской Федерации. 2022; 66(4): 329–35. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2022-66-4-329-335 https://elibrary.ru/oxeudy
5. Lindley L.C., Policastro C.N., Svynarenko R., Davis H.A., Beebe L.H. Nurses as petitioners: a legal mapping of state extreme risk protection order laws. Policy Polit. Nurs. Pract. 2024: 15271544241262744. https://doi.org/10.1177/15271544241262744
6. Haghighinezhad G., Atashzadeh-Shoorideh F., Ashktorab T., Mohtashami J., Barkhordari-Sharifabad M. Relationship between perceived organizational justice and moral distress in intensive care unit nurses. Nurs. Ethics. 2019; 26(2): 460–70. https://doi.org/10.1177/0969733017712082
7. Гацура О.А., Дерюшкин В.Г., Гацура С.В. О проблеме правовой грамотности практикующих врачей. Здравоохранение Российской Федерации. 2019; 63(3): 159–65. https://doi.org/10.18821/0044-197x-2019-63-3-159-165 https://elibrary.ru/xcrcdz
8. Волнухин А.В., Морозова Т.Е., Сквирская Г.П., Жернакова Н.И., Помыткина Т.Е., Стремоухов А.А. и др. Образовательные потребности российских врачей общей практики: результаты анкетирования. Здравоохранение Российской Федерации. 2024; 68(3): 226–33. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2024-68-3-226-233 https://elibrary.ru/gonnpa
9. Буслаева Г.Н., Полунин В.С., Оприщенко С.А. Опыт организации процесса непрерывного медицинского образования медицинских работников по общественному здоровью и здравоохранению. Здравоохранение Российской Федерации. 2024; 68(1): 72–7. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2024-68-1-72-77 https://elibrary.ru/gcanev
10. Jeon H., Shin H., Woo J. User experience and interface assessment for metaverse platforms on nurses and nursing students: A cross-sectional study. Nurse Educ. Today. 2024; 139: 106222. https://doi.org/10.1016/j.nedt.2024.106222
11. Lindley L.C., Beebe L.H., Davis H.A., Policastro C.N., Svynarenko R. Healthcare professionals and extreme risk protection orders: a concise review. J. Trauma Nurs. 2024; 31(4): 224–30. https://doi.org/10.1097/JTN.0000000000000802
12. Модестов А.А., Фисенко А.П., Бирюкова Е.Г. Развитие сестринских компетенций в педиатрии. Российский педиатрический журнал. 2020; 23(2): 106–16. https://doi.org/10.18821/1560-9561-2020-23-2-106-115 https://elibrary.ru/wkmexm
13. Модестов А.А., Фисенко А.П., Бирюкова Е.Г. Человеческий капитал медицинской организации. Российский педиатрический журнал. 2020; 23(6): 372–7. https://doi.org/10.18821/1560-9561-2020-23-6-372-377 https://elibrary.ru/rzwsxm
14. Карасева Л.А., Екимова Н.А. Развитие сестринского персонала на рабочем месте в процессе внедрения инновационных видов деятельности. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020; (1): 152–60. https://doi.org/10.24411/2312-2935-2020-00012 https://elibrary.ru/sbdkiw
15. Бажанов Н.О., Иваненко Н.С. Медико-правовые аспекты информированного добровольного согласия. Здравоохранение Российской Федерации. 2012; 56(6): 52–4. https://elibrary.ru/oevgpm
16. Üstüner-Top F., Cam H.H. Right to health: Pediatric nurses’ views on the hospitalized child. Arch. Pediatr. 2023; 30(1): 59–66. https://doi.org/10.1016/j.arcped.2022.11.020
17. Brickner S., Fick K., Panice J., Bulthuis K., Mitchell R., Lancaster R. Professional values and nursing care quality: A descriptive study. Nurs. Ethics. 2023: 9697330231200567. https://doi.org/10.1177/09697330231200567
18. Feijoo-Cid M., Arreciado Marañón A., Fernández-Cano M.I., García-Sierra R.M. Expert patients leading activities on social justice: towards patient-centered education. Nurs. Ethics. 2023: 9697330231217038. https://doi.org/10.1177/09697330231217038
19. Choi J.Y., Byun M., Kim E.J. Educational interventions for improving nursing shift handovers: A systematic review. Nurse Educ. Pract. 2024; 74: 103846. https://doi.org/10.1016/j.nepr.2023.103846
20. O’Grady E., Johnson J., Hassmiller S. The nurse as coach: building high performing teams. Nurs. Adm. Q. 2024; 48(3): 218–24. https://doi.org/10.1097/NAQ.0000000000000649
21. Öz G.Ö., Arslanli S.E., Pekyiğit A. Pediatric nurses’ experiences of implementing the ‘ten right principles’ in safe medication management: A descriptive phenomenological study. J. Pediatr. Nurs. 2024; 78: 97–105. https://doi.org/10.1016/j.pedn.2024.06.004
22. Бирюкова Е.Г., Фисенко А.П., Борисов И.А., Комарова О.В. Совершенствование деятельности сестринского персонала медицинского исследовательского центра. Российский педиатрический журнал. 2022; 25(3): 186–92. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2022-25-3-186-192 https://elibrary.ru/phsrjk
23. Söderberg A., Karlsson V., Fagevik Olsén M., Thelandersson A., Johansson A. Patient as active partner – clue to successful early mobilization in intensive care. Physiother. Theory Pract. 2023; 1–11. https://doi.org/10.1080/09593985.2023.2239891
Рецензия
Для цитирования:
Бирюкова Е.Г. Знание прав пациентов как гарантия профессиональной безопасности медицинских сестёр. Российский педиатрический журнал. 2024;27(4):277-282. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-4-277-282. EDN: rvzakx
For citation:
Biryukova E.G. Knowledge of patients’ rights as a guarantee of occupatonal safety in nurses. Russian Pediatric Journal. 2024;27(4):277-282. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-4-277-282. EDN: rvzakx