Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Оригинальный программный пакет для анализа психофизиологических и когнитивных функций у детей

https://doi.org/10.46563/1560-9561-2021-24-5-300-310

EDN: diisnr

Аннотация

Психометрия имеет особое значение в определении состояния психофизиологических и когнитивных функций у детей разного возраста.

Цель. Создание оригинального программного пакета для компьютерного психофизиологического комплекса (КПФК) «Психомат», позволяющего проводить анализ психофизиологических и когнитивных функций у детей разного возраста в режиме онлайн.

Материалы и методы. Проведено обследование 184 условно здоровых школьников 6–17 лет с использованием комплекса психофизиологических тестов и оригинальных методов исследования высших психических функций (24 теста, 66 параметров).

Результаты. Разработан оригинальный программный пакет для КПФК «Психомат», определены нормативная база, механизм нового тестирования детей и способы оценки состояния их психофизиологических функций, что позволяет устанавливать закономерности формирования когнитивных и психофизиологических функций в разные возрастные периоды.

Заключение. Созданный программный пакет позволяет применять его в качестве тест-системы при массовых обследованиях детей различных возрастных групп.

Участие авторов:
Увакина Е.В., Кузенкова Л.М. — концепция и дизайн исследования;
Увакина Е.В., Попович С.Г. — сбор и обработка материала, написание текста;
Кузенкова Л.М. — редактирование.
Все соавторы — Утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех ее частей.

Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила 12.10.2021
Принята в печать 28.10.2021
Опубликована 15.11.2021

Об авторах

Евгения Владимировна Увакина
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Врач отделения психоневрологии и психосоматической патологии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России

e-mail: uvakina.ev@nczd.ru



Людмила Михайловна Кузенкова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Доктор мед. наук, проф., начальник центра детской психоневрологии, зав. отделением психоневрологии и психосоматической патологии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Мин­здрава России

e-mail: kuzenkova@nczd.ru



София Георгиевна Попович
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Мл. науч. сотр. отделения психоневрологии и психосоматической патологии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России

e-mail: popovich@nczd.ru



Список литературы

1. Byrd D., Arentoft A., Scheiner D., Westerveld M., Baron I.S. State of multicultural neuropsychological assessment in children: current research issues. Neuropsychol. Rev. 2008; 18(3): 214-22. https://doi.org/10.1007/s11065-008-9065-y

2. Hüsser A., Fourdain S., Gallagher A. Neuropsychologic assessment. Handb. Clin. Neurol. 2020; 174: 239-49. https://doi.org/10.1016/B978-0-444-64148-9.00017-X

3. Brooks B.L., Iverson G.L., Sherman E.M., Roberge M.C. Identifying cognitive problems in children and adolescents with depression using computerized neuropsychological testing. Appl. Neuropsychol. 2010; 17(1): 37-43. https://doi.org/10.1080/09084280903526083

4. Plourde V., Hrabok M., Sherman E.M.S., Brooks B.L. Validity of computerized cognitive battery in children and adolescents with neurological diagnoses. Arch. Clin. Neuropsychol. 2018; 33(2): 247-53. https://doi.org/10.1093/arclin/acx067

5. Young A.G., Shtulman A. Children’s cognitive reflection predicts conceptual understanding in science and mathematics. Psychol. Sci. 2020; 31(11): 1396-408. https://doi.org/10.1177/0956797620954449

6. Green P., Horton A.M.Jr. Introduction to special issue on effort testing in children and adolescents. Appl. Neuropsychol. Child. 2020; 9(4): 290-1. https://doi.org/10.1080/21622965.2020.1750105

7. Combs T., Beebe D.W., Austin C.A., Gerstle M., Peugh J. Changes in child functioning pre-to post-neuropsychological evaluation. Child Neuropsychol. 2020; 26(5): 711-20. https://doi.org/10.1080/09297049.2019.1702155

8. Hyseni F., Blanken L.M.E., Muetzel R., Verhulst F.C., Tiemeier H., White T. Autistic traits and neuropsychological performance in 6- to-10-year-old children: a population-based study. Child Neuropsychol. 2019; 25(3): 352-69. https://doi.org/10.1080/09297049.2018.1465543

9. Wild K., Howieson D., Webbe F., Seelye A., Kaye J. The status of computerized cognitive testing in aging: A systematic rewiew. Alzheimers Dement. 2008; 4(6): 428-37. https://doi.org/10.1016/j.jalz.2008.07.003

10. Смирнов И.Е., Нечаева Н.Л., Кучеренко А.Г., Кузенкова Л.М. Факторы риска и маркеры эндотелиальной дисфункции у детей, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения. Российский педиатрический журнал. 2014; 17(1): 9-14

11. Rosenqvist J., Lahti-Nuuttila P., Urgesi C., Holdnack J., Kemp S.L., Laasonen M. Neurocognitive functions in 3- to 15-year-old children: An international comparison. J. Int. Neuropsychol. Soc. 2017; 23(4): 367-80. https://doi.org/10.1017/S1355617716001193

12. Theunissen M.H.C., de Wolff M.S., Deurloo J.A., Vogels A.G.C., Reijneveld S.A. Computerized adaptive testing to screen children for emotional and behavioral problems by preventive child healthcare. BMC Pediatr. 2020; 20(1): 119. https://doi.org/10.1186/s12887-020-2018-1

13. Luciana M., Nelson C.A. Assessment of neuropsychological function through use of the Cambridge Neuropsychological Testing Automated Battery: performance in 4- to 12-year-old children. Dev. Neuropsychol. 2002; 22(3): 595-624. https://doi.org/10.1207/S15326942DN2203_3

14. Gualtieri C.T., Johnson L.G. Reliability and validity of a computerized neurocognitive test battery, CNS Vital Signs. Arch. Clin. Neuropsychol. 2006; 21(7): 623-43. https://doi.org/10.1016/j.acn.2006.05.007

15. Иванюшкин А.Я., Попова О.В., Смирнов И.Е. Правовые и социокультурные проблемы легитимизации нового критерия смерти («смерть мозга») в отечественной педиатрии. Российский педиатрический журнал. 2017; 20(5): 294-300. https://doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-5-294-300

16. Brooks B.L., Plourde V., Fay-McClymont T.B., MacAllister W.S., Sherman E.M.S. Factor structure of the CNS Vital Signs computerized cognitive battery in youth with neurological diagnoses. Child Neuropsychol. 2019; 25(7): 980-91. https://doi.org/10.1080/09297049.2019.1569609

17. Majerus S. Cognitive remediation for neurodevelopmental disabilities. Handb. Clin. Neurol. 2020; 174: 357-67. https://doi.org/10.1016/B978-0-444-64148-9.00026-0

18. Ross S.A., Allen D.N., Goldstein G. Factor structure of the Halstead-Reitan Neuropsychological Battery for children: a brief report supplement. Appl. Neuropsychol. Child. 2014; 3(1): 1-9. https://doi.org/10.1080/21622965.2012.695882

19. Астаева А.В., Малкова А.А. Анализ современных компьютеризированных программ диагностики и коррекции в детской нейропсихологии. Вестник Южно-Уральского государственного университета: Серия «Психология». 2018; 11(4): 39-47. https://doi.org/10.14529/psy180405

20. Kochhann R., Gonçalves H.A., Pureza J.D.R., Viapiana V.F., Fonseca F.D.P., Salles J.F., et al. Variability in neurocognitive performance: Age, gender, and school-related differences in children and from ages 6 to 12. Appl. Neuropsychol. Child. 2018; 7(3): 277-85. https://doi.org/10.1080/21622965.2017.1312403

21. Викторов В.А., Матвеев Е.В. Приборы и комплексы для психофизиологических исследований. Исследования, разработка, применение. М.; 2002.

22. Балканская С.В. Когнитивные функции при эпилепсии у детей: клинико-лабораторно-инструментальные параллели. Альманах клинической медицины. 2005; (8-3): 52-9.

23. Смирнов И.Е., Степанов А.А., Шакина Л.Д., Беляева И.А., Бомбардирова Е.П., Кучеренко А.Г. Неврологические проявления церебральной ишемии у детей первого года жизни. Российский педиатрический журнал. 2016; 19(5): 274-82. https://doi.org/10.18821/1560-9561-2016-19(5)-274-282

24. Brooks B.L., Low T.A., Daya H., Khan S., Mikrogianakis A., Barlow K.M. Test or rest? Computerized cognitive testing in the emergency department after pediatric mild traumatic brain injury does not delay symptom recovery. J. Neurotrauma. 2016; 33(23): 2091-96. https://doi.org/10.1089/neu.2015.4301

25. Rosa V.O., Schmitz M., Moreira-Maia C.R., Wagner F., Londero I., Bassotto C.F., et al. Computerized cognitive training in children and adolescents with attention deficit/hyperactivity disorder as add-on treatment to stimulants: feasibility study and protocol description. Trends Psychiatry Psychother. 2017; 39(2): 65-76. https://doi.org/10.1590/2237-6089-2016-0039

26. Подклетнова Т.В., Кузенкова Л.М., Алексеева Е.И. Психоневрологические аспекты ювенильного ревматоидного артрита. Вопросы современной педиатрии. 2009; 8(1): 46-51

27. Stadskleiv K., Jahnsen R., Andersen G.L., von Tetzchner S. Neuropsychological profiles of children with cerebral palsy. Dev. Neurorehabil. 2018; 21(2): 108-20. https://doi.org/10.1080/17518423.2017.1282054

28. Weiss S.J., Blackwell M.C., Griffith K.M., Jordan L.S., Culotta V.P. Performance validity testing in children and adolescents: A descriptive study comparing direct and embedded measures. Appl. Neuropsychol. Child. 2019; 8(2): 158-62. https://doi.org/10.1080/21622965.2017.1413982

29. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Д.С., Сахаров В.Г. Особенности психофизиологического и психосоциального развития учащихся 9-11 классов средней школы. Российский педиатрический журнал. 2017; 20(6): 346-53. https://doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-6-346-353

30. Смирнов И.Е., Иванюшкин А.Я., Смирнов В.И., Поляков С.Д. Спорт высших достижений в свете биоэтики. Российский педиатрический журнал. 2014; 17(1): 53-9.

31. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. М.: Юрайт; 2016.

32. Гланц С. Медико-биологическая статистика. Пер. с англ. М.: Практика; 1998.

33. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия; 2003.

34. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Д.С., Сахаров В.Г. Сравнительный анализ психофизиологического развития подростков. Российский педиатрический журнал. 2015; 18(2): 23-7. https://doi.org/10.18821/1560-9561-2015-18-2-23-27


Рецензия

Для цитирования:


Увакина Е.В., Кузенкова Л.М., Попович С.Г. Оригинальный программный пакет для анализа психофизиологических и когнитивных функций у детей. Российский педиатрический журнал. 2021;24(5):300-310. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2021-24-5-300-310. EDN: diisnr

For citation:


Uvakina E.V., Kuzenkova L.M., Popovich S.G. Original software package for psychophysiological and cognitive functions analysis of children. Russian Pediatric Journal. 2021;24(5):300-310. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2021-24-5-300-310. EDN: diisnr

Просмотров: 38


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)