Preview

Российский педиатрический журнал

Расширенный поиск

Особенности распространённости плоскостопия у обучающихся 5–9-х классов в зависимости от пола, класса обучения и места проживания

https://doi.org/10.46563/1560-9561-2025-28-3-217-222

Аннотация

Введение. Состояние стопы является одним из важных показателей состояния здоровья растущего организма. Деформация стопы приводит к нарушениям её функций, что снижает качество жизни детей и подростков. Большее распространение среди различных видов деформации характерно для плоскостопия. Оценка частоты встречаемости плоскостопия с учётом различных факторов, оказывающих влияние на его формирование, обусловлена необходимостью научного обоснования профилактических мероприятий по предупреждению нарушений структуры и функции стопы у детей в процессе их роста и развития.
Цель работы: установить особенности распространённости плоскостопия у обучающихся 5–9-х классов в зависимости от пола, класса обучения и места проживания.
Материалы и методы. Проведено массовое анкетирование школьников, в котором приняли участие 70 470 обучающихся 5–9-х классов из 28 регионов России. Распределение по классам обучения было примерно равным и составляло 15–18%. Респонденты отвечали на вопрос «Отмечали ли врачи у тебя плоскостопие?». Ответы включали следующие варианты: «Нет», «Не знаю», «Да». Оценивалось количество детей, у которых врачи отметили плоскостопие, в зависимости от пола, класса обучения и места проживания (город, посёлок городского типа, село).
Результаты. Плоскостопие выявлено у 23,7% опрошенных; затруднились с ответом 15,8%; ответили, что врачи не определили плоскостопие, 60,5% обучающихся. У мальчиков плоскостопие отмечалось чаще (27,4%), чем у девочек (20,7%). Отсутствие плоскостопия отметили 57,2% мальчиков и 63,2% девочек. Вариант ответа «Не знаю» одинаково часто отмечался мальчиками и девочками — 15,4% и 16,1% соответственно. Большее число детей с плоскостопием проживает в городе (28%), меньшее — в селе (16,5%). Промежуточное значение (21,3%) характерно для детей, проживающих в посёлках городского типа.
Заключение. Полученные данные могут быть использованы при разработке профилактических программ здоровьесбережения обучающихся 5–9-х классов с учётом пола, класса обучения и места проживания.

Об авторах

Пётр Иванович Храмцов
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России; ГБОУ ВО «Государственный университет просвещения» Министерства науки и высшего образования России
Россия


Надежда Олеговна Березина
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


Елена Владимировна Разова
ГБОУ ВО «Государственный университет просвещения» Министерства науки и высшего образования России
Россия


Елена Вадимовна Антонова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


Ирина Валериевна Винярская
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


Светлана Николаевна Храмцова
ГБОУ ВО «Государственный университет просвещения» Министерства науки и высшего образования России
Россия


Список литературы

1. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Поленова М.И. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальные исследования). Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2019; 252(3): 28–30. https://elibrary.ru/skhpkj

2. Рапопорт И.К., Чубаровский В.В., Соколова С.Б. Динамика заболеваемости детского и подросткового населения России и основные направления стратегии профилактики. Оренбургский медицинский вестник. 2024; 12(3): 51–5. https://elibrary.ru/sfpfiy

3. Капитонова В.Ф., Сенченко А.Ю. Динамика заболеваемости детского населения Красноярского края за 2011–2020 гг. Здравоохранение Российской Федерации. 2023; 67(1): 49–55. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2023-67-1-49-55 https://elibrary.ru/qmlywn

4. Цукарева Е.А., Алимова И.Л., Авчинников А.В. Состояние здоровья младших школьников Смоленска. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; (4): 52–4. https://elibrary.ru/tnosav

5. Pita-Fernandez S., Gonzalez-Martin C., Alonso-Tajes F., Seoane-Pillado T., Pertega-Diaz S., Perez-Garcia S., et al. Flat foot in a random population and its impact on quality of life and functionality. J. Clin. Diagn. Res. 2017; 11(4): 22–7. https://doi.org/10.7860/JCDR/2017/24362.9697

6. Kothari A., Dixon P.C., Stebbins J., Zavatsky A.B., Theologis T. The relationship between quality of life and foot function in children with flexible flatfeet. Gait & Posture. 2015; 4(3): 786–90. https://doi.org/10.1016/j.gaitpost.2015.02.012

7. Kothari A., Stebbins J., Zavatsky A.B., Theologis T. Health-related quality of life in children with flexible flatfeet: a cross-sectional study. J. Child Orthop. 2014; 8(6): 489–96. https://doi.org/10.1007/s11832-014-0621-0

8. Ефимов А.П. Клинически значимые параметры походки. Травматология и ортопедия России. 2012; (1): 60–5. https://elibrary.ru/owzwix

9. Szczepanowska-Wolowiec B., Sztandera P., Kotela I., Zak M. Feet deformities and their close association with postural stability deficits in children aged 10–15 years. BMC Musculoskelet. Disord. 2019; 20(1): 537. https://doi.org/10.1186/s12891-019-2923-3

10. Levy J.C. Incidence of foot and ankle injuries in West Point cadets with pes planus compared to the general cadet population. Foot Ankle. Int. 2006; 27(12): 1060–4. https://doi.org/10.1177/107110070602701211

11. Xu L., Gu H., Zhang Y., Sun T., Yu J. Risk factors of flatfoot in children: a systematic review and meta-analysis. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2022; 19(14): 8247. https://doi.org/10.3390/ijerph19148247

12. Stavlas P., Grivas T., Michas C., Vasiliadis E., Polyzois V. The evolution of foot morphology in children between 6 and 17 years of age: a cross-sectional study based on footprints in a Mediterranean population. J. Foot Ankle. Surg. 2005; 44(6): 424–8. https://doi.org/10.1053/j.jfas.2005.07.023

13. Rao U.B., Joseph B. The influence of footwear on the prevalence of flat foot. A survey of 2300 children. J. Bone Joint. Surg. Br. 1992; 74(4): 525–7. https://doi.org/10.1302/0301-620X.74B4.1624509

14. Pauk J., Ezerskiy V., Raso J.V., Rogalski M. Epidemiologic factors affecting plantar arch development in children with flat feet. J. Am. Podiatr. Med. Assoc. 2012; 102(2): 114–21. https://doi.org/10.7547/1020114

15. Shin B.J., Lee K.M., Chung C.Y., Sung K.H., Chun D.I., Hong C.H., et al. Analysis of factors influencing improvement of idiopathic flatfoot. Medicine (Baltimore). 2021; 100(32): e26894. https://doi.org/10.1097/MD.0000000000026894

16. Кенис В.М., Лапкин Ю.А., Хусаинов Р.Х., Сапоговский А.В. Мобильное плоскостопие у детей (обзор литературы). Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. 2014; 2(2): 44–54. https://doi.org/10.17816/PTORS2244-54 https://elibrary.ru/sjfiqd

17. Мармыш А.Г. Ортопедические заболевания стоп и сравнительная оценка методов их ранней диагностики. Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2011; (1): 204–9. https://elibrary.ru/qbumtv

18. Аверьянова Н.И., Приступова В.В., Семерикова А.И., Старкова И.Л. Распространенность и структура деформаций стоп у младших школьников. Пермский медицинский журнал. 2019; 36(6): 33–40. https://doi.org/10.17816/pmj36633-40 https://elibrary.ru/gucgbz

19. Маненков М.П., Радченко О.Р. Участие специалиста по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в формировании здоровьесберегающей среды общеобразовательной организации (на примере скрининга и профилактики плоскостопия). Пульс. 2024; 26(2): 25–33. https://doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2024-26-2-25-33 https://elibrary.ru/cmlzph

20. Храмцов П.И., Седова А.С., Березина Н.О. Состояние стоп у младших школьников в условиях инновационной формы обучения. Гигиена и санитария. 2022; 101(2): 225–30. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-2-225-230 https://elibrary.ru/zmclsv

21. Храмцов П.И., Седова А.С., Березина Н.О. Совершенствование критериев комплексной оценки состояния стопы при профилактических медицинских осмотрах детей и подростков. Российский педиатрический журнал. 2020; 23(4): 259–64. https://elibrary.ru/smkbbq

22. Комков А.Г., Гурьянова М.П., Храмцов П.И. Образ жизни и здоровье сельских школьников (по результатам социально-педагогического исследования «Здоровье и поведение учащихся, проживающих на селе»): коллективная монография. М.; 2010.


Рецензия

Для цитирования:


Храмцов П.И., Березина Н.О., Разова Е.В., Антонова Е.В., Винярская И.В., Храмцова С.Н. Особенности распространённости плоскостопия у обучающихся 5–9-х классов в зависимости от пола, класса обучения и места проживания. Российский педиатрический журнал. 2025;28(3):217-222. https://doi.org/10.46563/1560-9561-2025-28-3-217-222

For citation:


Khramtsov P.I., Berezina N.O., Razova E.V., Antonova E.V., Vinyarskaya I.V., Khramtsova S.N. Features of the prevalence of flat feet among students in the 5th–9th grades, depending on gender, grade level, and place of residence. Russian Pediatric Journal. 2025;28(3):217-222. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2025-28-3-217-222

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1560-9561 (Print)
ISSN 2413-2918 (Online)